Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Имитация поддержки.

Пока государство будет делать вид, что помогает малому бизнесу, развитие экономики далеко не продвинется

РП уже писала, какие печальные последствия могло бы повлечь планировавшееся повышение единого налога на вмененный доход (ЕНДВ). Оно было заложено в октябрьском проекте приказа Минэкономразвития. Механика повышения была проста. При расчете ЕНДВ учитывается основной доход, число работников или площадь помещения и два коэффициента — повышающий коэффициент-дефлятор, ежегодно устанавливаемый министерством, и понижающий коэффициент, утверждаемый местными органами власти. В проекте приказа дефлятор повышался с 1,798 до 2,083, в итоге налоговая база вырастала на 15,9%. В масштабе страны цифры выглядят очень значительно. Предпринимателям пришлось бы отдать далеко не лишние 14 млрд рублей (всего за десять месяцев 2015 года они заплатили 58,15 млрд рублей).

Перспективы повышения налога привели малый бизнес в состояние, мягко говоря, ступора. Многие говорили, что в новых обстоятельствах их дело становится нерентабельным и его придется закрыть. Александр Калинин, глава «Опоры России», представляющей интересы малого бизнеса, провел консультации в Минэкономразвития и обратился со специальными письмами в Государственную думу. В итоге голос предпринимателей все же услышали. В Думу был внесен законопроект, предусматривающий заморозку коэффициента-дефлятора на уровне этого года. Проект получил поддержку МЭР, и вскоре глава министерства Алексей Улюкаев объявил, что повышения налога не будет. «Мы приняли окончательное решение по поводу ЕНВД для малого и среднего бизнеса. Из шести установленных дефляторов только по единому налогу на вмененный доход коэффициент не меняется. Он остается на уровне текущего года».

Почему кластеры не помогут

Впрочем, как ни крути, одной лишь налоговой поблажки, а точнее, даже не поблажки, а отсутствия ужесточения, которое наше правительство умело выдает за милость, недостаточно. Малый бизнес без лишнего пафоса является основной и двигателем экономики, без него невозможно представить повседневную жизнь любого из нас, и, чтобы он чувствовал себя уверенно и имел желание работать и выживать даже в самых тяжелых условиях, он должен  знать, что его в случае чего подстрахует государство. И государство вроде как и не против. Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства появилась еще летом, а в середине ноября сам Владимир Путин в беседе с главой данной организации Александром Браверманом признал: «Во всех экономиках мира развитию малого и среднего предпринимательства уделяется особое внимание, и в большинстве развитых экономик этот сектор занимает заметное, а часто даже ведущее место».

Тогда Браверман  рассказывал президенту о том, как много делает его корпорация для увеличения доли малого и среднего бизнеса на рынке госзакупок. И результат налицо: по закону, принятому еще в 2013 году, на МСБ должно приходиться не менее 10% от общего объема государственного заказа ежегодно, а на сегодняшний день не достигнут рубеж и в 2%. Понятно, что пробиться к госзакупкам не сложно, а невероятно сложно, но правительство выбрало самый легкий и потому самый бесперспективный путь. Здесь нужна не очередная госкорпорация, а комплексная борьба с коррупцией, массовые отставки, принципиальная смена подхода к госзакупкам и т.д., и т.п. А это, вероятно, не одно десятилетие проявления политической воли и усиленной работы в одном направлении, к чему наши власти в лучшем случае, видимо, не готовы, а в худшем просто не рассчитывают на то, что малый бизнес столько протянет.

На этом фоне, мягко говоря, сложновато, пусть и очень хочется, радоваться тем благим намерениям, которые были заявлены Браверманом. Главное, чем планирует заняться корпорация, это проконтролировать процесс формирования госзаказа в 35 компаниях с госучастием (список  утвержден правительством) и проследить за тем, чтобы их закупки не отклонялись от «правила 10 процентов». В число будущих «подконтрольных» попали такие гиганты, как «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), «Газпром», ФСК ЕЭС, «Ростелеком», «Аэрофлот», «Роснефть», РЖД и «Почта России».

Фото: Митя Алешковский/ТАСС

Фото: Митя Алешковский/ТАСС

В это же время попытку подстраховать малых предпринимателей собирается предпринять и Минпромторг. Посовещавшись с представителями бизнеса, там наконец решили создавать на производственных площадках госкомпаний в регионах специальные кластеры, в состав которых войдут субъекты малого бизнеса, поставляющие товары и услуги по госзаказу. Но пока все это лишь решения и обещания. Если госкомпании сегодня что-то и покупают у поставщиков из разряда «малых», то по большей части это хозяйственные и офисные товары, продукты питания, в крайнем случае PR и рекламные услуги. Из тех же 35, о которых говорил Браверман, только у 9 есть программы по партнерству с малым и средним бизнесом. Да и, как полагают эксперты, многие из этих программ пока чисто формальны…

По данным Минпромторга, сейчас в стране уже действуют 120 региональных площадок кластерного развития, а также работают или готовятся к старту 59 промышленных и 29 инновационных территориальных кластеров. Однако доля госзакупок у субъектов малого предпринимательства по-прежнему остается критически низкой.


Процент ради процента

Проблема взаимодействия нашего государства с малым бизнесом заключается еще и в том, что чиновники зачастую не учитывают специфической структуры МСБ в российских регионах. Этот рынок крайне неоднороден. Согласно исследованию НИСИПП, только на пять видов деятельности — оптовая и розничная торговля и ремонт, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом, сельское хозяйство и строительство — приходится от 70 до 90% совокупной выручки, основных фондов и инвестиций в сфере малого и среднего бизнеса в стране. Но в то же время наиболее существенное значение для развития национальной экономики имеет не бОльшая, а как раз наоборот, меньшая часть предприятий — те из них, что заняты научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками. О необходимости их поддержки заявлено, но соответствующие механизмы постоянно пробуксовывают.

Понятно, что чиновникам проще назвать контрольные цифры государственных закупок и ожидать выполнения предписанных планов. Но высокотехнологичный малый бизнес — это та сфера, где необходим штучный подход, почти ручное управление; заштампованность, насильная стандартизация и косность мышления ей совершенно противопоказаны. Пример тому — история с теми же кластерами, о которых руководитель комитета по взаимодействию бизнеса и госкомпаний «Деловой России» Сергей Фахретдинов честно отозвался как о проекте, прежде всего необходимом самим госкомпаниям, потому что им теперь хочешь не хочешь придется как-то выполнять норму закупок у МСБ.

Удивительная логика. Не в силу стратегических интересов государства госкомпании должны поощрять малый и средний бизнес к производству новых и самых современных продуктов, к неожиданным и эффектным технологическим решениям, подготовке высококвалифицированных кадров. Нет, мы обсуждаем, как достичь процента, который приведет к достижению ранее определенного процента. И никакой другой идеи. Так, разумеется, государственные компании и через десять лет будут закупать у малых предпринимателей карандаши и винты с гайками. В лучшем случае — сыр, масло и рекламные ролики…

***

В интернете есть популярный среди предпринимателей сайтhttp://creditforbusiness.ru/. Он рассказывает о кредите, лизинге, факторинге, об инвестициях и о других инструментах, которыми может воспользоваться российский предприниматель. Есть там и раздел «Господдержка». Входим, читаем: «В большинстве регионов действуют фонды поддержки малого предпринимательства». Нажимаем кнопочку: «Найти фонд». Читаем: «К сожалению, у нас пока нет информации о фонде государственной поддержки малого бизнеса в вашем регионе».

Кажется, это почти символ сегодняшнего дня для малого бизнеса. Разумеется, поддержка (как и фонд ее имени) существует, но если к ней обратиться, ее как бы и нет. По крайней мере, долго придется искать. И в этом вся проблема, господин Браверман.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости