Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Россия VS Турция: кто потеряет на запретах.

Во вторник утром произошло событие, которое резко обострило вроде бы стабилизировавшуюся геополитическую ситуацию – Турция сбила российский военный самолет СУ-24. Реакция обеих сторон на этот инцидент была крайне жесткой и болезненной – особенно с российской стороны. Однако шок после первого дня постепенно проходит, и можно проанализировать ситуацию и задаться вопросом – а что же теперь будет с масштабными российско-турецкими отношениями, особенно в экономической сфере?


Масштабы возможных потерь

До недавнего времени отношения России и Турции считались дружескими и во многом даже стратегическими. Общий торговый оборот (включая сферу услуг) в 2014 году составил свыше $44 млрд – это пятый показатель в российской внешней торговле, причем для России эта торговля, ведущаяся со значительным профицитом. Кроме того, у стран много масштабных совместных проектов, начиная от «Турецкого потока» и заканчивая строительством АЭС Аккую в Турции, которые теперь оказались под угрозой срыва.

Во вторник вечером Ростуризм заявил о запрете продажи путевок в Турцию, параллельно начал обсуждаться вопрос о прекращении пассажирского авиасообщения. Вчера ряд СМИ сообщили, что на российской границе возникли перебои с пропуском турецких товаров. Таможенный контроль в Новороссийске и Петербурге усилен, и грузы отправляются на полный досмотр. Участники рынка сообщают, что Россия в ближайшее время ограничит поставки продукции из Турции.

Эксперты по-разному оценивают возможные экономические потери сторон.

«Объем российско-турецких отношений действительно очень значителен, и потери могут быть ощутимы», - подтверждает вице-президент Национального института исследований системных проблем предпринимательства (НИИСПП) Владимир Буев.

«Турция входит в пятерку крупнейших торговых партнеров России – общий торговый оборот с учетом услуг в 2014 году составил более $44 млрд», - уточняет инвестиционный банкир Андрей Бабенко. Теперь всему этому сотрудничеству угрожает тотальный разрыв.

«Российский экспорт в Турцию на $12 млрд превышает турецкий импорт в Россию. Поэтому, к сожалению, от инцидента с СУ-24 пострадают обе стороны, в том числе и российская. Проблема в том, что сейчас из-за жесткой конкуренции на мировом рынке крайне сложно закрепиться на каком-либо рынке энергоносителей – это, в том числе касается и турецкого рынка. Поэтому разрыв отношений с Турцией неминуемо ударит по российским нефтяникам, в первую очередь, по Роснефти и Газпрому», - продолжает Андрей Бабенко.

В то же время, г-н Буев возражает: «Что касается России, то у нас могут пострадать только туроператоры. Также, вероятно, будут проблемы в Крыму – придется выстраивать новую логистику поставок товаров через другие регионы. Но в целом на российскую экономику это окажет очень локальное влияние».

Проекты свернуть, торговлю отменить?

Эксперты считают, что под угрозу поставлены многие совместные российско-турецкие проекты. Турция и раньше не слишком одобрительно отзывалась о российском участии в сирийском конфликте, теперь же есть риски отмены ряда крупных контрактов с российскими компаниями.

«Скорее всего, будет заморожен проект «Турецкий поток», по крайней мере на ближайшие месяцы, а также затруднены переговоры по строительству АЭС Аккую российским «Росатомом». Турция же, в свою очередь, однозначно лишится российских туристов и точно не сможет рассчитывать на какие-либо уступки в вопросе цены на российский газ», - утверждает Андрей Бабенко.

Владимир Буев уточняет: «Прежде всего, данный инцидент отразится негативно на туризме. Как минимум на полгода прекратятся полеты российских туристов на турецкие курорты. Общие потери Турции только в этом направлении могут составить до $7 млрд в год. Также сильно пострадают все смежные с туризмом отрасли – в частности, текстильная промышленность, легкая промышленность и индивидуальные кустарные мастерские, которые продают туристам в отелях и магазинах ту или иную продукцию. Например, туристы часто совершают покупки в аэропортах или специализированных магазинах – покупают и одежду, и сувениры, и различные товары непосредственно турецкого производства».

Кто сколько выиграет или потеряет

В целом, у экспертов нет единого мнения относительно величины потерь России и Турции от возможного разрыва двусторонних экономических отношений.

Генеральный директор eToro в России и странах СНГ Павел Салас утверждает: «Потери турецкой экономики от ухудшения отношений с Россией будут несравнимо больше российской. Несмотря на то, что вроде бы в торговле наблюдается перекос почти на $13 млрд в пользу России, в основном это обеспечивается за счет поставок энергоносителей, причем по очень дешевым ценам (Турция входит в пятерку крупнейших потребителей российского газа). С обвалом мировых цен на углеводороды все эти выгоды для России чисто по объективным причинам стали намного меньше, поэтому серьезного ущерба от разрыва отношений с Турцией российская экономика не ощутит».

Турецкая же экономика от собственно прямого разрыва отношений с Россией потеряет примерно $10-12 млрд в год, что составляет порядка 1,5% от ВВП первой, и это может усугубить и без того непростую ситуацию в деловой среде этой страны.

Тем не менее, добавляет Салас, необходимо «учитывать дальнейшие провокации геополитической напряженности, которые могут очень легко нивелировать сколько-нибудь значимый прогресс в процесс нормализации отношений России с западными странами, который вроде бы начался в последние месяцы, а значит и рассеять любые надежды на скорую отмену санкций».

Т.е., из-за обострения конфликта с Турцией могут еще больше осложниться отношения с западными странами. Не стоит забывать, что Турция входит в блок НАТО, и такие опасные инциденты создают крайне высокие риски прямого вооруженного конфликта, который будет способен в гораздо большем масштабе сказаться на российской внешнеэкономической деятельности не только с турецкой стороной, но и со всем Западом в целом.

Что ждет россиян

Как уже было сказано выше, ничего хорошего российским туристам от всей этой ситуации ожидать не приходится. Очевидно, что мы теряем еще одно бюджетное направление для отдыха в теплых странах. Ездить в Таиланд или ОАЭ вряд ли кто-то будет вместо Турции, так как путевки в первые страны стоят в 2-3 раза дороже, а сейчас в условиях кризиса именно цена имеет ключевое значение для потребителя.

Серьезным образом пострадают также и туроператоры. Только от запрета на полеты в Египетроссийские туристические агентства понесли до 1,5 млрд руб. убытков. Учитывая, что турецкое направление было более популярным, потери от запрета на полеты в эту страну могут превысить 2 млрд руб. Это станет непростым испытанием для российских туристических операторов, и вероятны новые банкротства в ближайшие кварталы.

Павел Салас приводит более точные данные: «Количество россиян, которые ежегодно ездят в Турцию на одни только новогодние праздники, составляло в прежние времена 3-4 млн человек. Всего же в течение года турецкие курорты посещало до 10 млн российских туристов. Разместить столько людей на российских курортах чисто физически не представляется возможным. На сегодняшний день, например, в Краснодарском крае (ключевым регионом внутреннего туризма) ежегодно способны принимать не более 15 млн человек с обеспечением относительно приемлемого уровня сервиса. То есть, с одной стороны, конечно это хорошо, что будет стимул для развития туристической индустрии в самой России, но, с другой стороны, россияне пользу от этого прочувствуют совсем нескоро. Да и отдых в Египте и Турции был дешевле отдыха в том же Сочи».

Пока масштабные политические решения не приняты, местные власти и отдельные компании действуют на свое усмотрение. Сегодня стало известно, что власти Крыма приняли решение о заморозке 30 инвестпроектов Турции на территории полуострова, а некоторые российские торговые сети начали самостоятельно отказываться от турецких товаров, одни, чтобы заранее подготовиться к готовящимся указаниям со стороны государства, другие — из патриотических чувств.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости