Так, в конце позапрошлого года был принят Федеральный закон № 488-ФЗ от 31.12.2014 «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон о промышленной политике), в котором отдельно было предусмотрено создание принципиально нового для Российской федерации механизма стимулирования промышленной политики – специальный инвестиционный контракт (далее - СИК).
В соответствии с Законом о промышленной политике вышло постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708
«О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности», утверждающее порядок заключения СИК и типовую форму СИК для отдельных отраслей промышленности.
Отличие данного инструмента от, допустим, соглашения о государственно-частного партнерства заключается в том, что государство не предоставляет инвестору имущество или финансирование за счет федерального бюджета. Вместо этого государство:
· Гарантирует инвестору на весь срок действия СИК стабильность и неповышение величины совокупной налоговой нагрузки на его доходы;
· Предоставляет гарантии инвестору от неблагоприятных изменений законодательства;
· Налоговые льготы и преференции;
· Осуществляет меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные нормативными правовыми актами федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами (в случае осуществления мер стимулирования регионального уровня).
Государство же получает, в зависимости от вида СИК:
· Создание и модернизация промышленного производства;
· Внедрение наилучших доступных технологий в промышленное производство;
· Рост и развитие производства промышленной продукции, не имеющей произведенных в РФ аналогов;
· Развитие внутренней конкуренции;
· Рост численности занятых.
Учитывая новизну данного института, сроки заключения СИК и специфику каждого субъекта РФ, в регионах необходимо проделать большую работу по принятию и внесению изменений в нормативные правовые акты, которые будут устанавливать порядок заключения и типовые формы СИК для отдельных отраслей промышленности, а также в иные определяющие стратегическое развитие регионов нормативные правовые акты.
Уже существует положительный зарубежный опыт. Например, в Китае, в период с 1991 по 1998 года, при соблюдении своих обязательств государством и инвестором, годовой объем фактически вложенных прямых инвестиций увеличился более чем в 10 раз, с 4,4 до 45,5 млрд. долл., что дало значительный эффект в развитии определенных сфер промышленности, в том числе:
1) Энергетика;
2) Промышленность стройматериалов;
3) Машиностроение и приборостроение;
4) Производство оборудования для добычи нефти на морском дне.
Однако стоит отметить, что внедрение данного инструмента в нашем государстве требует комплексной и четкой проработки всех аспектов, касаемых реального функционирования и достижения поставленных целей, в том числе:
· Разработка механизма заинтересованности и привлечения в отрасль инвесторов, готовых принять на себя и выполнить обязательства социально-экономического характера;
· Разработка механизма детальной идентификации привлекаемых в развитие определенного вида промышленности инвесторов;
· Разработка региональных нормативных правовых актов, регулирующих условия заключения СИК и типовых форм СИК для каждого отдельного вида промышленности таким образом, чтобы в конечном счете можно было сравнить достигнутые результаты с заявленными целями (возможно, через механизм оценки регулирующего воздействия или оценки фактического воздействия).
Таким образом, применяя инструмент-новеллу, держа руку на пульсе и поступательно двигаясь по заданному вектору, уже примерно через 10-15 лет можно будет ожидать видимые улучшения во многих отраслях промышленного производства на территории Российской Федерации.