Кризис сыграл предпринимателям только на руку: появились новые возможности, об этом говорил не кто-то, а сам глава государства Владимир Путин на всероссийском форуме предпринимателей в январе этого года. Но теперь давайте посмотрим объективно на то, какие у бизнеса трудности и есть ли в этих ситуациях предпосылки развития.
Поддержка не держит
Декларативно поддержка малого бизнеса на государственном уровне есть. И в реальности есть законы и постановления, которые подтверждают заявления высших чиновников об этом. Однако, как всё это работает? И работает ли? Основные проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес, можно разделить на четыре категории, рассказали ПРОВЭДу в Министерстве экономического развития:
- Поиск рынков сбыта продукции
- Недоступность финансовых средств
- Высокий уровень фискальной нагрузки
- Общеэкономические проблемы (девальвация рубля, рост цен).
Поиск и удержание рынков сбыта – извечная проблема малого бизнеса. Если в «тучные» годы малые предприятия боялись нашествия акул капитализма, например, сетевых магазинов, то сейчас основная проблема – сокращение покупательского спроса.
И не сказать, что государство ничего не делает. Есть, например, постановление, согласно которому госкомпании и крупный бизнес обязаны закупать у малых и средних предприятий не менее 18% от общего стоимостного объема закупок. А что получается на практике? Под видом малого бизнеса в тендерах участвуют дочерние компании крупных предприятий, которые и выигрывают заказ. К тому же требования зачастую пишутся под определенную компанию, так что говорить о конкурентной борьбе не приходится.
Еще один бич российского бизнеса – запредельные ставки по кредитам: а ведь для развития бизнеса нужны средства. Процентная ставка по кредиту складывается из нескольких составляющих, поясняет финансист, соавтор блога «Деньги и Мы» Андрей Блохин. Первая – стоимость денег. Для банка деньги – это товар, который он приобретает, например, размещая денежные средства вкладчиков, либо делая заем у другого банка. Кстати, на стоимость денег прямым образом влияет ключевая ставка ЦБ, т.е. та ставка, по которой Центральный Банк готов кредитовать коммерческие кредитно-финансовые учреждения (КФУ). Вторая составляющая – это общеэкономические риски (инфляция) и риски портфеля клиента (вероятность невозврата). Третья – расходы, которые несет банк: зарплата сотрудников, аренда помещения, налоги и пр., но их доля невелика в общем объеме. И последнее – это аппетит к риску, т.е. объем риска, который организация готова принять для достижения финансовых целей.
«Для примера возьмем один крупный банк, - продолжает Андрей Блохин, - он кредитует бизнес под 23% годовых. Из них стоимость денег составляет 5%, маржа – также около 5-6%, остальное – риски». С коллегой солидарен другой автор блога «Деньги и Мы» Михаил Алексеев. «Хорошие заемщики, которых можно кредитовать без проблем, наперечет, да и они ушли в госбанки или крупные коммерческие банки, типа Альфы, Райфа и.т.д. Остальных можно кредитовать только по высокой ставке, которая есть плата за риск плюс оплата высоких издержек банка, часть из них можно снизить, если ЦБ снизит ключевую ставку».
Но ведь малый бизнес окружен особой заботой государства. Для его процветания была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства - единый координационный центр по развитию финансовой, инфраструктурной и инвестиционной поддержки МСП, как говорится на ее сайте. Хотя уже давно действуют и гарантийный фонд, и фонд микрокредитования. Но насколько проще отчитаться о проделанной работе, заявив о создании очередной структуры, чем о достижении реальных результатов (тем более, если их наличие под большим вопросом). А количество все никак не переходит в качество вопреки закону Гегеля.
Хотите помочь – просто не мешайте
Вообще, самая большая помощь, которую государство может оказать бизнесу, это – не мешать ему работать. Количество контролирующих органов у нас составляет двузначное число. И у каждого свои требования, нормативы, порядки, в которых и разобраться-то непросто, а не нарушить еще сложнее.
Государство и здесь как бы пошло навстречу предпринимателям. С начала года для субъектов малого предпринимательства начались, т.н. «надзорные каникулы»: в отношении них в течение двух лет не будут проводиться плановые проверки. Все бы хорошо, если не оговорки. Так закон не распространяется на компании и ИП, совершившие в течение трех предыдущих лет серьезные правонарушения. А по мнению руководителя комитета по регулированию контрольно-надзорной деятельности «Деловой России» Михаила Розенфельда, у нас в стране годами складывалась ситуация «не хочешь, а нарушишь». Поэтому приостановка деятельности предприятия или действия лицензии случались сплошь и рядом: и до сих пор у многих контрольно-надзорных органов на местах это любимый инструмент.
Правительство дополнительно внесло ряд ограничений, касающихся сферы деятельности компаний, претендующих на освобождение от проверок. Организации и индивидуальные предприниматели социальной сферы, здравоохранения, промышленной безопасности, образования, электроэнергетики и теплоснабжения оказались вне «надзорных каникул».
Но даже законопослушному бизнесу, который выбрал «правильную» сферу деятельности, не стоит рассчитывать на полное забвение со стороны государства. «Надзорные каникулы», - поясняет Михаил Розенфельд, - распространили не на все виды контрольно-надзорных мероприятий (а их множество – наблюдение, мониторинг, рейды, внеплановые проверки, документарные проверки, административное расследование и т.д.), а исключительно на неналоговые (так называемые административные) плановые проверки бизнеса. Это значительно сужает поле применения нововведения. Следует иметь в виду: внеплановые проверки бизнеса, если судить по статистике, столь же распространены и несут вслед за собой значительные административные издержки». Получается, кардинального изменения ситуации ожидать не стоит: уязвимость бизнеса сохранится как минимум еще на несколько лет, резюмирует эксперт.
Помимо надзорных, государство предоставило малому бизнесу еще и двухлетние «налоговые каникулы». Правда, не всем, а только ИП, которые а) впервые прошли регистрацию, б) применяют упрощенную или патентную систему налогообложения, в) работают в производственной, социальной или научной сфере и г) только в том случае, если данная льгота будет утверждена на региональном уровне. Закон действует чуть больше года; количество регионов, в которых введены каникулы, немногим больше десятка.
Кроме того самый обременительный налог для бизнеса, – страховые взносы за работников, так и остается без изменений.
Помимо прямых налогов существуют еще и косвенные. «Повышение цен на бензин на 10%, о котором заявили в правительстве, повлечет за собой рост цен на все товары, – комментирует ситуацию Андрей Блохин, - Тот же эффект вызывает постоянное удорожание электричества, коммунальных платежей и других услуг естественных монополий. Т.е. с одной стороны государство декларирует поддержку бизнеса, а с другой – поднимает налоги, чтобы наполнить бюджет». Не забудем и про кратное падение рубля, вызванное обвалом мировых цен на нефть. «У нас инфляция издержек, а не спроса, - добавляет Михаил Алексеев, - если ЦБ создает ситуацию непредсказуемости и неопределенности, то бизнесу ничего не остается, как закладывать это в издержки, вот, они и растут».
Хотя, разве колебание курса – это проблема? Как оказалось, напротив - «новые возможности на рынках». Только вот бизнес почему-то не торопится благодарить государство за такую поддержку.