В условия кризиса Министерство экономического развития подготовило план, который кроме поддержки экономики включает некоторые структурные реформы. Несмотря на то, что в целом правительство согласовало основные положения этой программы, между Минэкономразвития и Минфином по-прежнему остаются разногласия по поводу сроков и стоимости ее реализации. Планируемый объем финансирования — 880 млрд. рублей, что более чем в 3 раза больше изначально планируемого.
На что потратить
Этот план поддержки экономики и преодоления кризиса отличается от предыдущих сразу несколькими параметрами. Во-первых, это не какой-то отдельно взятый документ, а целый комплекс мер, включая реформы в тех сферах, которые напрямую экономики не касаются: административное регулирование бизнеса, правоохранительная система и т. д. Во-вторых, если раньше власти вливали деньги в экономику, чтобы оживить инвестиционный и потребительский спрос, то теперь от этой практики решено отказаться, по простой причине — нет денег.
Непосредственно антикризисная часть плана (официально называется — расходы на неотложные нужды) составит 250 млрд руб., и более половины этой суммы (130 млрд руб.) предназначено для поддержки автопрома, в первую очередь, АвтоВАЗа, который закончил 2015 год с чистым убытком почти 80 млрд руб. На сей раз поддержка будет выделяться не с целью обеспечить финансовое оздоровление отрасли, а только с условием роста экспорта на внешние рынки.
Наконец, в-третьих, — этот план фактически не будет никак оформлен, поскольку представляет из себя набор мер, которые власти постепенно и планомерно претворят в жизнь.
В правительстве стараются делать упор на стимулирование несырьевого экспорта.
Так, на субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам Внешэкономбанку выделят 13 млрд руб., Росэкимбанку — более 8 млрд руб., а Российскому экспортному центру — 3 млрд. Также поддержку получит сельское хозяйство (порядка 40 млрд руб.), малый бизнес (28 млрд руб.), ипотечный рынок (через дальнейшее субсидирование ставок по ипотеке на первичное жилье — на 16 млрд руб.) и еще10 млрд пойдет на создание региональных лизинговых компаний (для покупки машиностроительной продукции).
Однако больше всего денег должно достаться регионам, которые сейчас кое-как сводят концы с концами. Так, в общей сложности на это направление программы будет выделено до 340 млрд руб. Тем самым, профинансируют дефициты региональных бюджетов и обеспечат стабильное выполнение социальных программ.
Кстати о социальных программах: на индексацию пенсий предусмотрены дополнительные 70 млрд руб. Тем самым, планируется полностью нивелировать негативное влияние инфляции в 2014—2015 гг. на доходы пенсионеров.
Главным отличием нынешней программы от всех прочих станет акцент на реформы, которые призваны сгладить структурные перекосы в экономике.
Денег на всех не хватит
Однако далеко не все ведомства готовы поддержать предложенный план. Так, Минфин накануне заявил, что не согласен с 37 пунктами статей расходов — в общей сложности на 210 млрд руб. Нет единого мнения и о том, какие реформы первоочередные. На все 880 млрд в данный момент источников для финансирования нет.
Более того — даже непосредственно антикризисные 250 млрд руб. далеко не просто обеспечить (из-за чего Минфин и вступает в постоянную полемику с Минэкономразвития).
Главный вопрос, из-за которого и возникают споры, — на что потратить деньги.
Прежнего обилия финансовых ресурсов нет и, скорее всего, уже не будет. Ведомства вынуждены выискивать наиболее эффективные способы траты бюджетных средств. Даже в кризис 2009 года такого скрупулезного учета расходов не отмечалось — тогда для поддержки экономики выделили более 6 трлн руб., что составляло около 20% ВВП. Сейчас хотят выделить менее 1% ВВП для стимулирования экономического роста, при этом расходы эти строго учитываются. Более того — есть надежда, что теперь власти всерьез возьмутся за коррупцию, которая сильно снижает эффективность бюджетных расходов.
Последние годы коррупционный налог нивелировал любой позитивный эффект от бюджетных вливаний в экономику — будь то через банковский сектор или прямые инвестиции. Сейчас, когда резервы у государства на исходе, а в бюджете дефицит превышает 3% ВВП, и фактически отрезан путь его финансирования через внутренние или внешние займы, правительство вынуждено заострить внимание именно на эффективности расходования средств.
«Основная часть плана — раздать всем сестрам по серьгам, то есть опять залить экономику деньгами. 750 млрд — это „хотелки“ лоббистов. Их еще наверняка в Минфине порежут, ибо в условиях бюджетного дефицита (и федерального и большинства региональных) денег на всех не хватит», — считает Владимир Буев, вице-президент Национального Института Системных Исследований Проблем Предпринимательства.
Денег на реализацию всех инициатив в бюджете не предусмотрено. Из всех предложенных мер лишь те самые 250 млрд руб. были ранее заложены в расходы федерального бюджета в качестве непосредственно антикризисных мер. Остальное же власти планируют найти путем приватизации, рублевых и внешних займов, а также вложений частных инвесторов — в т. ч. и иностранных.
Эффективность под вопросом
Далеко не все ясно и с эффективностью предложенных мер. «Меры, предложенные в плане, антикризисными назвать сложно. Они год от года принимались и в обычных планах: то же субсидирование всего и вся, докапитализация госкомпаний, поддержка сельского хозяйства, промышленности и, как водится МСП (малый и средний бизнес). А на поверку это всегда оказывалось „неэффективностью госрасходов“ (именно тут возникают гигантские масштабы административной и коррупционной ренты)», — говорит Владимир Буев.
В 2010—2011 гг. власти активно дискутировали на тему поддержки малого бизнеса, улучшения инвестиционного климата и борьбы с коррупцией. Однако с тех пор доля МСП в экономике сократилась с невысоких 21% до нынешних 17%, прямые иностранные инвестиции рухнули почти в 5 раз, а коррупция только усугубилась.
Поэтому никаких гарантий, что нынешний план действительно начнут реализовывать, нет. Например, в 2014—2015 гг. на антикризисные мероприятия власти выделяли до 3 трлн руб., что составляло почти 5% ВВП. Однако в результате неосвоенными оказались почти 1 трлн руб. бюджетных ассигнований, а из тех, что были освоены, — более 0,5 трлн руб. оказались неэффективными (по официальным подсчетам Счетной Палаты).
Что делать
Очевидно, что без проведения серьезных реформ никакие денежные вливания не помогут становлению фундаментально устойчивого роста в экономике. Причем, эти реформы должны касаться всех ключевых сфер как экономики, так и государственной власти.
«Экономика требует масштабного снижения в ней роли государства:
1. Как собственника (приватизация всевозможных госкорпораций, уход из госкомпаний-ОАО). Это часть той самой структурной реформы в экономике, о необходимости проведения которой талдычат уже не меньше 20 лет. Это и часть „антикоррупционной реформы“.
2. Снижения масштаба правоустановления (снятие нормативно-правовых ограничений на проявление частной инициативы, прежде всего в сфере МСП).
3. Снижения масштаба контрольно-надзорного правоприменения (сокращение или ликвидация множества контрольных служб).
4. Сокращения госаппарата, который сегодня по сути работает сам на себя и на отчетность по начальственной вертикали.
5. Снижение налогового бремени на бизнес (плюс сокращение социальных платежей)», — считает Владимир Буев.
С этим согласен Николай Смирнов, эксперт НИСИПП: «С тех пор, как в экономических вузах стали преподавать макроэкономику, всех студентов уже на первом курсе учат, что в период экономического спада государственная политика должна быть стимулирующей, то есть направленной на снижение налоговой нагрузки (в первую очередь, для малого бизнеса), расширение государственных расходов (активная промышленная политика), наращивание денежной массы (снижение ключевой ставки и рефинансирование кредитования реального сектора). Вот это и хотелось бы увидеть в антикризисном плане правительства. Пока, к сожалению, приходится наблюдать противоположное», — делает неутешительный вывод эксперт.
Есть ли силы
Несмотря на сложное состояние в экономике и текущую негативную конъюнктуру роста ВВП, у правительства еще остались существенные резервы. Рейтинг доверия президенту по-прежнему остается высоким, а авторитет силовых структур увеличился за последние годы (по крайней мере среди государственных структур). Это дает властям почву для начала работы по реформированию экономики.
Некоторые действия в этом направлении уже можно наблюдать.
Так, власти решились на снижение доли государства в экономике,расширив приватизационную программу, хотя раньше и президент, и правительство говорили о важной роли, которую государство играет и должно играть в экономике. Очевидно, что поводом для такой смены государственной политики стали те побочные эффекты, которые она вызвала — рост коррупционного налога в экономике, низкая эффективность инвестиции, вымирание частных инвестиций и снижение производительности труда. Пока ситуация развивается по наклонной вниз — частный сектор выжимают из экономики, происходит монополизация ключевых отраслей в экономике, а малый бизнес душат налогами и всевозможными проверками. «На микроуровне важно обеспечить добросовестную конкуренцию — за счет эффективности бизнеса, а не его откатоспособности», — говорит Николай Смирнов.
Пока гипотетическая эффективность новой антикризисной программы вызывает много споров. Без координации действий Минэкономразвития, Минфина и ЦБ достичь значимого результата не удастся. Если каждое ведомство продолжит преследовать свои цели в экономической политике (будь то стимулирование экономического роста, обеспечение бюджетной стабильности или таргетирование инфляции), то ни о каком позитивном эффекте для экономики говорить не придется. Ключевым фактором успеха этой инициативы должна стать политическая воля всех министерств и ведомств, отвечающих за экономику, чтобы преодолеть разногласия и выработать единую четкую стратегическую задачу.