В последний зимний месяц 2016 года граждане израсходовали 50.1% своих доходов на покупку продуктов питания, а на непродовольственные товары – 49.9%. Авторы ежемесячного мониторинга социально-экономического самочувствия населения из РАНХиГС констатируют, что такая ситуация сложилась впервые с 2008 года.
В Институте социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ полагают, что потратить большую часть доходов россиян на продукты питания (включая табачные изделия и напитки) вынудили негативные явления в экономике.
Они добавляют, что в режим экономии вошли не только малообеспеченные люди, но и средний класс. Так, в марте 2016 года количество малоимущих людей, экономящих на товарах и услугах, увеличилось на 0.6 п.п. – до 89%; в то же время доля людей из средней прослойки населения, предпочитающих экономить на непродовольственных товарах, выросла на целых 3.9 п.п. – до 79.3%.
В РАНХиГС прогнозируют дальнейшее увеличение расходов граждан на продукты питания. Аналитики связывают такую тенденцию с падением реальных доходов, результатом чего стало безотложное приобретение товаров первой необходимости – продуктов.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Шатилов Александр Борисович (Профессор, декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации)
Как Вы прокомментируете данные исследования по растущим расходам россиян на продукты питания?
Социально-экономическая ситуация в стране постепенно ухудшается, это связано, прежде всего, с повышением цен, ощутимыми сокращениями персонала компаний и организаций, замораживанием заработной платы. Тем не менее, в реакции общества на кризис наблюдается и определенная "истерическая" компонента. Пик трудностей, судя по всему, пройден, но при этом мы видим "запоздалый" всплеск социальной "депрессивности" граждан. И это при том, что в самый "черный" период "войны санкций" они были настроены не только оптимистично, но даже "по-боевому". То, что сейчас денег больше стали тратить на еду, вполне естественно, поскольку в условиях домашней политики экономии средств, семьи стараются избегать приобретения дорогостоящих "непродовольственных" товаров (кстати, многие запаслись ими еще в период долларового ажиотажа конца 2014-го года). То есть россияне учатся жить по средствам, учатся экономить, учатся пользоваться скидочными купонами, то есть адаптируются к трудностям. При этом ситуация явно далека от социально-экономической катастрофы. Во-первых, у большинства семей имеются накопления (в том числе, валютные), которые позволят им "перекантоваться" до лучших времен. Во-вторых, я бы учитывал и непреодоленное "крестьянское сознание" россиян, которые склонны "прибедняться" и не всегда готовы открывать свои реальные доходы (особенно "теневые").
Чепуренко Александр Юльевич (Президент НИСИПП)
Как Вы прокомментируете данные исследования по растущим расходам россиян на продукты питания?
Цена на нефть резко упала – и тут наша карета опять превратилась в тыкву, а значительная часть так называемого среднего класса – в бедных.
Антисанкции и импортозамещение в экономике, которая давно почти ничего, кроме нефти и газа, в значимых объемах не производит, да еще и в условиях экономического спада в краткосрочном периоде только подстегивают тенденцию к подорожанию товаров текущего потребления. Эффект импортозамещение может дать только в средне- и долгосрочной перспективе, но лишь в контексте перестройки экономики на началах частного предпринимательства и конкуренции, которые позволят ей выйти на траекторию роста и развития. Поэтому в ближайшее время тенденция к росту бедности и, соответственно, увеличению доли расходов на продукты питания в расходах подавляющего большинства семей будет только нарастать. Вопрос лишь в том, сменится ли этот тренд в результате решительных изменений в структуре экономики, или Россия окончательно превратится в одну из бедных стран.