Эта тема давно беспокоит всех любителей ОРВ, а недавно она вновь воскресла под соусом one in – one out, благодаря Владимиру Маслакову.
Актуальность возникла в связи с подготовкой внесения изменений в Правила проведения ОРВ, утвержденные Постановлением № 1318.
В связи с собственными мыслями по систематизации всего этого, оформленными как мини выступление на сайте НИСИПП, решил также нарисовать матрицу.
Матрица подходов к определению степени регулирующего воздействия
Наименование подхода |
Содержание высокой степени |
Целевой принцип регуляторной политики |
Пример применения |
Недостатки |
Определение степени регулирующего воздействия на примере: |
|
замена сертификации на декларирование |
повышение критерия выручки для отнесения к категории МСП |
|||||
Экономический |
Масштабные экономические и иные последствия |
Экономия ресурсов на оценке незначительного по последствиям регулирования |
США – ОРВ > 100 млн долл. бюджетных расходов |
Оценочный парадокс: принятие решения об оценке зависит от ее результатов |
Низкая – нет ОРВ (гипотетически) |
Высокая – есть ОРВ (гипотетически) |
Юридический |
Ранее не предусмотренные законодательством обязанности, запреты и ограничения |
Возможность более содержательной и глубокой оценки и обсуждения принципиально нового регулирования |
Россия – ОРВ |
Формулировки неоднозначны, допускают множество толкований |
Средняя / Высокая |
Нет ОРВ |
Технический |
Требования к ранее не регулируемым параметрам отношений между конкретными участниками |
Недопущение роста регуляторного бремени |
Владимир Маслаков – one in – one – out |
Упрощенное понимание регулирования, формулировки требуют уточнения, если и применим, то скорее в регионах |
??? |
Высокая ??? |
Общие выводы пока таковы:
1) Выбор подхода к определению степени регулирующего воздействия зависит от целевого принципа регуляторной политики.
2) Результаты применения подходов на отдельных примерах не совпадают.
3) Внедрение принципа one in – one out в отношении проектов актов высокой степени может означать пересмотр подхода к определению степени в направлении технического.
4) Технический подход нуждается в концептуальном уточнении в терминах правового регулирования, а также расширении на оценку соответствия, контроль (надзор) и прочие элементы регулирования в соответствии с Методикой оценки стандартных издержек.
5) Тогда можно будет применять в регионах и может быть даже на федеральном уровне.