Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Руслан Щербаков, заместитель председателя ОПОРЫ России Краснодарского края. Что ждать от курортного сезона.

Публикуя несколько дней назад интервью с Русланом Щербаковым, мы обещали читателям нашего сайта, что в ближайшее время опубликуем ещё одну часть нашей беседы, целиком посвященную состоянию курортной индустрии и ожиданиям от предстоящего сезона. Сегодня мы выполняем это обещание

 

- Руслан Русланович, мы специально отделили от всего остального вопросы, связанные с курортным бизнесом, играющем у Вас в крае, как я понимаю, немаловажную роль. Что происходит сейчас с ним?

- Разумеется, летом люди хотят заработать на курортном сезоне, на отдыхающих, на услугах. У нас в городе открыто много кафе, в районе – мини-гостиниц. И все ждут отдыхающих.

Но мы, как и несколько лет назад, провели телефонный опрос по проданным путевкам в санатории по всей России. В сегодняшних условиях, сложившихся в связи с ситуацией с двумя недорогими местами зарубежного отдыха – Турцией и Египтом, должно быть их замещение. Понятно, что многие люди едут к нам или в Крым, хотя некоторые продолжают поддерживать адреналин в крови, оставаясь верными тому  же Египту.

Характерно, что это, как нам кажется, убежденные в необходимости отдыха на курорте люди: денег нет, повсюду кадровые сокращения, отпускные меньше. Есть, конечно, категория граждан, предпочитающая  7 дней за границей пятнадцати дням на курортах черноморского побережья Краснодарского края.

- Сразу возникает вопрос: почему, по-Вашему, для этих людей столь предпочтительнее зарубежные курорты? Ведь Вы, по-моему, в своей предпринимательской деятельности тоже как-то связаны с туризмом?

- Мы занимаемся обеспечением санаториев и пансионатов бытовой электроникой.

- И все же, как Вам кажется, в чём тут дело: люди просто привыкли к той же Турции, или там сервис лучше, какие-то дополнительные удобства и так далее?

- Люди не просто считают: сервис там действительно лучше. Это факт. Причем лучше он даже не на порядок, а ещё больше.

Понимаете, люди, живущие по ту сторону Черного моря, усвоили, что надо оказывать максимум услуг. Турецкие отели работают с таким расчетом, чтобы люди приезжали к ним и на следующий год. А у нас – сторонники того, чтобы сорвать куш сейчас, а дальше – трава не расти. У нас нет понятия рецидива.  

Есть исключительные места, куда люди хотят вернуться опять. Перед отъездом он бронируют себе места на следующий год. Это – положительное явление. Но таких людей очень мало.

У нас отдыхает молодёжь до 25-ти лет. Это контингент, не требующий сервис высочайшего класса. Они, несмотря на заграницу, приезжают компанией человек 12 – 15, им нужна дикая природа, походы в лес, шашлычок. Спать им комфортно даже в палатках – никаких особых сервисных услуг они не требуют.

А вот люди из категории отдыхающих 35 лет и выше хотели бы чистейшее бельё, мягкий удобный матрас, двухразовую уборку в комнатах, чистые шторы, чтобы рядом было море, а фрукты приносили в номер. Есть граждане, которые хотят, чтобы было именно так, и в этом кластере у нас пока что большие недочёты.

У нас многие ещё считают, как раньше: койко-место продали, остальное всё прилагается. И этот менталитет очень тяжело изменить.

Хотя я скажу, причем это не для рекламы: у нас в одном районе ребята открыли пляж европейского уровня: идеально ровный грунт (галька), зонтики с соломенными крышами, удобные пластиковые лежаки. Здесь же дешёвое кафе, где барная стойка метров 50. В кафе самообслуживание – подходишь с подносом и берёшь себе, что надо.  В прошлом году кусок осетрины, две ложки картофельного пюре, ложечка горошка и стакан мохито стоили 350 рублей.

Я знаю хозяина этого места, он всё сдал в аренду за символическую плату, Главное – оплата электроэнергии и вывоза мусора.

Такой сервис людям, конечно, нравится.

На пляже стоят душевые, полотенца чистые выдают. Рядом – павильоны, торгующие тапочками, плавками, удочками, всевозможной атрибутикой. Но самое главное – чистота. Пляж убирается несколько раз в день, ходят женщины в белых халатах с вёдрами и убирают мусор.

Тут же стоит пара палаток, где делают массаж. Если кто-то сгорел или получил тепловой удар – тут же есть медицинские услуги. Для объявлений висит громкоговоритель.

На пляже не бывает краж.

Даже в рекламе они не нуждались: в июне отработали, в июле уже всё кишело отдыхающими. Я приезжал туда посмотреть, как идут дела, так на пляже, как в советские времена, люди лежат в четыре – пять рядов. Давно у нас такого не было. Последние годы наплыва туристов – 2000-й, 2002-й. Что-то подобное было в Лазаревском, в Геленджике.

Народу это очень нравится, люди готовы приехать и на следующий год. Но это – пляж, а не гостиница. Хотя вокруг этого пляжа и стоит пять – шесть гостиниц.

- Сразу же вопрос: а дополнительные услуги на пляже, разумеется, платные?

- Да.

- И народ готов за всё это платить.

- Готов. Это тот самый сервис, о котором они мечтали, который привлекает их в Турции, в Египте.

Скажем честно: у нас пляжи были не слишком комфортными: вход платный или по карточке санатория, лежаки – кому достались, душ еле капает. Люди побывали здесь, а потом один раз съездили в ту же Турцию, туда самолёт из Адлера летит 35 минут, и увидели, что можно получить за те же деньги. Вот он рай – мы лучше туда.

Нужно было учиться у турок, перенимать их опыт оказания услуг, а у нас сервис пока не на том уровне. Хотя, и это приятно, уже возникают такие вещи, как этот европейский пляж, некоторые гостиницы семейного образца, куда приезжают семейные пары с детьми. Так что уровень потихоньку растёт.

В итоге же всё упирается в отдачу. Как у нас считают хозяева гостиниц? Если я предоставил услуги на тысячу долларов, а мне заплатили 500 – это плохой бизнес. Если я предоставил услуги на 500 долларов, а заплатили тысячу – это хороший бизнес.

- Это справедливо. Но, как я понимаю, пока не закрыли Турцию и Египет, у вас были неважные времена. Неужели они ничему не научили?

- Понимаете, у нас те, кто всё понял и научился чему-то, не хотят себя широко рекламировать. Они тихо ждут следующий туристический сезон и не делятся с соседями тем, что делают.

- А соседи не замечают, что происходит рядом?

- Нет. Например, в Лазаревском у нас можно увидеть рядом две одинаковых на вид гостиницы, а в одной цена в два раза выше, чем в другой. И это у нас нормальное явление.

- Имеется в виду, что гостиницы частные и принадлежат разным хозяевам?

- Да. И всё зависит от конкретного человека – владельца гостиницы.

- А какую технику Вы в гостиницы поставляете?

- Кондиционеры в номера, холодильные бары, телевизоры.

- Ну, это нормальная техника для, грубо говоря, трёхзвёздных гостиниц.

- У нас без кондиционера сегодня комнату не сдать. Лето жаркое, и люди не готовы платить за такой комфорт – сидеть под вентилятором. Кондиционер – это минимум.

- А какие требования максимум?

- Интернет в номере. Возможность заказа авиабилетов через ноутбук, предоставляемый на ресепшене. Конные прогулки. Оздоровительные процедуры.

- Поднабрался народ понятий о сервисе.

- Да, это благодаря загранице. Люди, побывав там, хотят, чтобы здесь было не хуже.

- Но вот Египет и Турция закрыты. Ваш прогноз: станет на краснодарских курортах намного лучше?

- Смотрите: уже проданы все путёвки, сезон весь расписан. Причём это произошло уже в марте. Лично я такого не помню: не было этого на моей памяти. Обычно такое может быть к маю, к концу апреля. Так что сезон будет успешным.

Но есть одно существенное «но»: люди приедут не с такими уж большими деньгами. Ожидание крупных прибылей может оказаться губительным – этого не будет, отдыхающие будут экономить.

- Понятно, что денег у людей становится меньше, особенно у тех, кто выбирает между Турцией и Краснодарским краем.

- Разумеется, но хозяева тех же гостиниц думают: вот приедут отдыхающие и оставят здесь средств, достаточно для нашей безбедной жизни. А будет много народа, но не так много денег. Именно так, мне кажется, пройдет у нас курортный сезон.

 

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости