Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Руслан Щербаков, заместитель председателя ОПОРЫ России Краснодарского края. Что ждать от курортного сезона.

Публикуя несколько дней назад интервью с Русланом Щербаковым, мы обещали читателям нашего сайта, что в ближайшее время опубликуем ещё одну часть нашей беседы, целиком посвященную состоянию курортной индустрии и ожиданиям от предстоящего сезона. Сегодня мы выполняем это обещание

 

- Руслан Русланович, мы специально отделили от всего остального вопросы, связанные с курортным бизнесом, играющем у Вас в крае, как я понимаю, немаловажную роль. Что происходит сейчас с ним?

- Разумеется, летом люди хотят заработать на курортном сезоне, на отдыхающих, на услугах. У нас в городе открыто много кафе, в районе – мини-гостиниц. И все ждут отдыхающих.

Но мы, как и несколько лет назад, провели телефонный опрос по проданным путевкам в санатории по всей России. В сегодняшних условиях, сложившихся в связи с ситуацией с двумя недорогими местами зарубежного отдыха – Турцией и Египтом, должно быть их замещение. Понятно, что многие люди едут к нам или в Крым, хотя некоторые продолжают поддерживать адреналин в крови, оставаясь верными тому  же Египту.

Характерно, что это, как нам кажется, убежденные в необходимости отдыха на курорте люди: денег нет, повсюду кадровые сокращения, отпускные меньше. Есть, конечно, категория граждан, предпочитающая  7 дней за границей пятнадцати дням на курортах черноморского побережья Краснодарского края.

- Сразу возникает вопрос: почему, по-Вашему, для этих людей столь предпочтительнее зарубежные курорты? Ведь Вы, по-моему, в своей предпринимательской деятельности тоже как-то связаны с туризмом?

- Мы занимаемся обеспечением санаториев и пансионатов бытовой электроникой.

- И все же, как Вам кажется, в чём тут дело: люди просто привыкли к той же Турции, или там сервис лучше, какие-то дополнительные удобства и так далее?

- Люди не просто считают: сервис там действительно лучше. Это факт. Причем лучше он даже не на порядок, а ещё больше.

Понимаете, люди, живущие по ту сторону Черного моря, усвоили, что надо оказывать максимум услуг. Турецкие отели работают с таким расчетом, чтобы люди приезжали к ним и на следующий год. А у нас – сторонники того, чтобы сорвать куш сейчас, а дальше – трава не расти. У нас нет понятия рецидива.  

Есть исключительные места, куда люди хотят вернуться опять. Перед отъездом он бронируют себе места на следующий год. Это – положительное явление. Но таких людей очень мало.

У нас отдыхает молодёжь до 25-ти лет. Это контингент, не требующий сервис высочайшего класса. Они, несмотря на заграницу, приезжают компанией человек 12 – 15, им нужна дикая природа, походы в лес, шашлычок. Спать им комфортно даже в палатках – никаких особых сервисных услуг они не требуют.

А вот люди из категории отдыхающих 35 лет и выше хотели бы чистейшее бельё, мягкий удобный матрас, двухразовую уборку в комнатах, чистые шторы, чтобы рядом было море, а фрукты приносили в номер. Есть граждане, которые хотят, чтобы было именно так, и в этом кластере у нас пока что большие недочёты.

У нас многие ещё считают, как раньше: койко-место продали, остальное всё прилагается. И этот менталитет очень тяжело изменить.

Хотя я скажу, причем это не для рекламы: у нас в одном районе ребята открыли пляж европейского уровня: идеально ровный грунт (галька), зонтики с соломенными крышами, удобные пластиковые лежаки. Здесь же дешёвое кафе, где барная стойка метров 50. В кафе самообслуживание – подходишь с подносом и берёшь себе, что надо.  В прошлом году кусок осетрины, две ложки картофельного пюре, ложечка горошка и стакан мохито стоили 350 рублей.

Я знаю хозяина этого места, он всё сдал в аренду за символическую плату, Главное – оплата электроэнергии и вывоза мусора.

Такой сервис людям, конечно, нравится.

На пляже стоят душевые, полотенца чистые выдают. Рядом – павильоны, торгующие тапочками, плавками, удочками, всевозможной атрибутикой. Но самое главное – чистота. Пляж убирается несколько раз в день, ходят женщины в белых халатах с вёдрами и убирают мусор.

Тут же стоит пара палаток, где делают массаж. Если кто-то сгорел или получил тепловой удар – тут же есть медицинские услуги. Для объявлений висит громкоговоритель.

На пляже не бывает краж.

Даже в рекламе они не нуждались: в июне отработали, в июле уже всё кишело отдыхающими. Я приезжал туда посмотреть, как идут дела, так на пляже, как в советские времена, люди лежат в четыре – пять рядов. Давно у нас такого не было. Последние годы наплыва туристов – 2000-й, 2002-й. Что-то подобное было в Лазаревском, в Геленджике.

Народу это очень нравится, люди готовы приехать и на следующий год. Но это – пляж, а не гостиница. Хотя вокруг этого пляжа и стоит пять – шесть гостиниц.

- Сразу же вопрос: а дополнительные услуги на пляже, разумеется, платные?

- Да.

- И народ готов за всё это платить.

- Готов. Это тот самый сервис, о котором они мечтали, который привлекает их в Турции, в Египте.

Скажем честно: у нас пляжи были не слишком комфортными: вход платный или по карточке санатория, лежаки – кому достались, душ еле капает. Люди побывали здесь, а потом один раз съездили в ту же Турцию, туда самолёт из Адлера летит 35 минут, и увидели, что можно получить за те же деньги. Вот он рай – мы лучше туда.

Нужно было учиться у турок, перенимать их опыт оказания услуг, а у нас сервис пока не на том уровне. Хотя, и это приятно, уже возникают такие вещи, как этот европейский пляж, некоторые гостиницы семейного образца, куда приезжают семейные пары с детьми. Так что уровень потихоньку растёт.

В итоге же всё упирается в отдачу. Как у нас считают хозяева гостиниц? Если я предоставил услуги на тысячу долларов, а мне заплатили 500 – это плохой бизнес. Если я предоставил услуги на 500 долларов, а заплатили тысячу – это хороший бизнес.

- Это справедливо. Но, как я понимаю, пока не закрыли Турцию и Египет, у вас были неважные времена. Неужели они ничему не научили?

- Понимаете, у нас те, кто всё понял и научился чему-то, не хотят себя широко рекламировать. Они тихо ждут следующий туристический сезон и не делятся с соседями тем, что делают.

- А соседи не замечают, что происходит рядом?

- Нет. Например, в Лазаревском у нас можно увидеть рядом две одинаковых на вид гостиницы, а в одной цена в два раза выше, чем в другой. И это у нас нормальное явление.

- Имеется в виду, что гостиницы частные и принадлежат разным хозяевам?

- Да. И всё зависит от конкретного человека – владельца гостиницы.

- А какую технику Вы в гостиницы поставляете?

- Кондиционеры в номера, холодильные бары, телевизоры.

- Ну, это нормальная техника для, грубо говоря, трёхзвёздных гостиниц.

- У нас без кондиционера сегодня комнату не сдать. Лето жаркое, и люди не готовы платить за такой комфорт – сидеть под вентилятором. Кондиционер – это минимум.

- А какие требования максимум?

- Интернет в номере. Возможность заказа авиабилетов через ноутбук, предоставляемый на ресепшене. Конные прогулки. Оздоровительные процедуры.

- Поднабрался народ понятий о сервисе.

- Да, это благодаря загранице. Люди, побывав там, хотят, чтобы здесь было не хуже.

- Но вот Египет и Турция закрыты. Ваш прогноз: станет на краснодарских курортах намного лучше?

- Смотрите: уже проданы все путёвки, сезон весь расписан. Причём это произошло уже в марте. Лично я такого не помню: не было этого на моей памяти. Обычно такое может быть к маю, к концу апреля. Так что сезон будет успешным.

Но есть одно существенное «но»: люди приедут не с такими уж большими деньгами. Ожидание крупных прибылей может оказаться губительным – этого не будет, отдыхающие будут экономить.

- Понятно, что денег у людей становится меньше, особенно у тех, кто выбирает между Турцией и Краснодарским краем.

- Разумеется, но хозяева тех же гостиниц думают: вот приедут отдыхающие и оставят здесь средств, достаточно для нашей безбедной жизни. А будет много народа, но не так много денег. Именно так, мне кажется, пройдет у нас курортный сезон.

 

Беседовал Владимир Володин

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости