Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Лариса Бутенко, заместитель председателя Приморского отделения ОПОРЫ России. Бизнес надо растить. Часть третья.

Это – заключительная часть беседы с Ларисой Бутенко.

 

- Лариса, вот Вы говорите о том, что для Вас «общественная деятельность   – это определённое служение обществу, когда ты можешь своей работой, своей активностью, вовлеченностью в общее дело менять ситуацию, сложившуюся вокруг тебя». Сразу возникают вопросы: удавалось ли сделать что-то реальное? И как выглядит эта работа со стороны? В чём она заключается?

- Кое-что сделать удавалось. Есть примеры и нашего краевого уровня, и на федеральном пару раз удалось. И у меня есть опыт того, что если ты активно работаешь, что-то предлагаешь, а главное – не сидишь на диване, не говоришь, что всё плохо, и мы все умрем, а качественно делаешь свое дело, то что-то получается.

Но это очень тяжело: для занятий общественной деятельностью нужна профессиональная работа. И я это сейчас четко понимаю. Мне говорят: вот прозаседавшиеся – то на одном совещании, то на другом. Но Вы поймите: как донести свою позицию до людей, принимающих решения, если ты к ним в кабинеты на совещания не ходишь?  А когда ты туда приходишь, есть два выхода: или ты сидишь и молчишь, просто такая молчаливая, со всем согласная голова, или ты высказываешь свою позицию. Или ты вносишь конкретные предложения от имени предпринимателей, причём лучше на бумажном носителе.

Это – конкретная работа, которая занимает массу времени. Поэтому общественная деятельность и должна быть профессиональной. Ты не сможешь быть грамотным и эффективным общественником, если занимаешься общественной работой набегами: на денёк забежал на одно совещание и побежал дальше. Не готовишься к нему, не читаешь нормативные документы, не изучаешь опыт соседних регионов, которые уже работают по-новому.

- Но ведь такая работа, о которой Вы говорите, отнимает безумное количество времени. Понятно, что далеко не все на это готовы пойти. Тем более, когда кроме этого есть свой бизнес.

Или Вы сейчас бизнесом фактически заниматься перестали?

- Честно признаюсь, что на сегодняшний день 80% моего времени занимает всё-таки общественная деятельность, и только 20% остаётся на мою работу в бизнесе.

Спасибо моей второй половине, которая меня подменяет. У нас раньше было распределение обязанностей: муж был фактически директором по производству, поскольку он хорошо разбирается в оборудовании, в технологических процессах – он знает, как это всё работает. Я же была генеральным и финансовым директором, занималась бухгалтерской отчётностью, юридической защищённостью бизнеса. Все эти вещи были на мне.

Вот мы занимаемся проблемами женщин-предпринимателей, но наша главная опора в том, что мы делаем – это мужчины. Без мужчин мы никуда. Мы всегда вместе. Как говорится, мы за то, чтобы дружить домами.

- Но, тем не менее, можете и сами поработать.

- Если посмотреть на мою ситуацию, то спасибо моему мужчине: он оказался внимателен к моим желаниям и взял большую часть работы, которая раньше распределялась между нами обоими, на себя. Он помогает мне и говорит: если тебе это нравится – давай вперёд. Он меня поддерживает, и ему за это большое спасибо. Так что куда ж мы без мужчин.

- Кроме мужа Вам никто не помогает?

- Планируя свой уход, понимая, что общественная работа займет слишком много времени, я вынуждена была взять дополнительных работников. Я же только езжу по реперным точкам и контролирую: выполнена определённая работа или не выполнена.

Да, лично для меня заметно, где я чего-то недоделываю в связи с общественной занятостью. Но пока удаётся сохранять баланс между этой работой и бизнесом, хотя это очень тяжело. Много времени занимают поездки. А ведь необходимо попасть на тот или иной форум, где будут первые лица государства, министры: я должна доносить до них ту точку зрения, которая существует у нас здесь, как говорится «на земле». Разумеется, на это уходит много времени.

А ведь есть вокруг люди, которым такая активность не нравится, люди, говорящие: сколько же вы на этом денег зарабатываете. И я отвечаю: лучше спросите, сколько я на это трачу.

- На самом деле, понятно, что Вы скорее тратите, чем зарабатываете.

- Скажу честно, возвращаясь к теме женского комитета: когда он появился, я тоже отнеслась к этому скорее негативно. Опять кто-то всех делит на мужчин и на женщин. Только когда мне подробно объяснили, для чего комитет создаётся, в чём его цель, стало понятно, что всё гораздо глубже, гораздо интересней, чем кажется на первый взгляд.

А когда я уже конкретно занялась комитетом, в Приморском крае, и стало ясно, что действительно есть запрос на него, что у женщин-предпринимателей нет хорошей диалоговой площадки, чтобы за чашкой чая обсудить своих недобросовестных поставщиков, действия государственных органов, которые душат бизнес. И при этом говорить о детях, о семье. Не было этакого клуба. А тут он получился.

Я считаю: если у нас комитет растёт, если в феврале было два человека, а в апреле присоединились ещё пятнадцать, а к концу года будет уже около сорока человек. Это – уровень города Владивостока, и это – не предел, а промежуточный результат. И таких комитетов в стране под 50, а то и под 70. Они оказались востребованы.

- А как к вам относятся административные органы?

- По-разному.

Если, допустим, взять опыт Кемеровской области, то у них всё изначально пошло хорошо. Их поддержали, у них есть попечительский совет, на 75% состоящий из мужчин, занимающих административные должности, либо крупных бизнесменов. И они – молодцы, они пробили на уровне своего региона такую инициативу: женщина предприниматель имеет право отправить своего ребёнка в детский сад без очереди. В крупных городах это – значительный успех.

Я понимаю, сразу скажут, что у них много денег, они могут и няню нанять. Я знаю, что хорошая няня стоит больших денег. Не каждая женщина-предприниматель может позволить себе такие расходы. Надо иметь не такой уж маленький бизнес, чтобы 50 тысяч в месяц отдавать за няню.

Нас, конечно, тоже слышат, на наши мероприятия приходят, и сейчас мы рассчитываем работать еще более качественно. Мы уже познакомились, первоначальные контакты с нашими властями наладили, так что можно подходить к законодательным инициативам, к созданию условий на уровне региона для вхождения женщин в предпринимательскую деятельность.

Между прочим, ОПОРА совместно с корпорацией малого и среднего бизнеса будет делать на федеральном уровне большой образовательный проект «Малый предприниматель». Причём он будет бесплатным для женщин, имеющих несовершеннолетних детей.

Скажем так: без поддержки у нас во многом осталась не молодёжь, а женщины, у которых детям где-то лет 15. Они уже не требуют прежней заботы, и матерям нужно найти себе дело. Но идти на прежнюю работу поздно – слишком многое забыто. И такие женщины пытаются найти себя в бизнесе. Им как раз и нужна наша помощь: у них есть идеи, которые они не могут самостоятельно воплотить в жизнь. Для таких женщин мы устраиваем мозговые штурмы, делимся с ними опытом, объясняем, с чего надо начинать. Наше бизнес-образование учит многому, но не тому, как пошагово начинать свою предпринимательскую деятельность. Поэтому наша задача их учить.

И ещё есть большой пласт, которым занимается опоровский комитет – это международная деятельность. Второй год подряд мы участвуем в Дне женского бизнеса, проводимом АТЭС. Вот сейчас наши женщины вышли с инициативой проведения Всемирного конкурса женщин-предпринимателей.

- А как к вашему комитету относятся те самые люди, с которыми Вы собрались работать?  Я имею в виду тех, кто к вам не пришёл.

- Мы стараемся продвигать нашу ассоциацию в социальных сетях. Я как-то писала, что мы собрались, и на мне была одежда, которую пошили наши девчонки, украшения, которые они сделали…

И в комментариях мне кто-то написал: что вы рекламируете? Вы там сидите, пьёте чай с плюшками и ничего больше не делаете.

Не знаю, может быть, со стороны кому-то так и кажется, но наша задача на сегодня – сформировать социум. А его на одних официальных мероприятиях не выстроить. Да, мы пьём чай с плюшками. Но в это время, за этими самыми плюшками мы обсуждаем подготовку к форуму, программу, субсидирование и разные другие очень серьёзные вещи.

Мы поспорили с нашими критиками, дали сноску на наш сайт, где рассказывается о нашей работе, а мы занимаемся самыми разными проектами, в том числе и международными. Мы – не лишний рубль, чтобы всем нравиться. У каждого, конечно, есть свои ожидания.

Например, обратилась к нам женщина: вот, у меня торговый бизнес, хочу развиться, создать производственный. Как получить субсидию. Мы узнали для неё, что есть в рамках города, края. Объясняем ей: поскольку у вас торговля – основной вид деятельности, субсидию вы не получите, поскольку торговля не подпадает ни под какую программу субсидирования. Если вы собираетесь заниматься производством, вам нужно открыть новое ООО – так будет проще попасть на нужную систему налогообложения, под программы помощи. И сделать нужно вот это, вот это и вот это.

А человек нам отвечает: я не готова. Вы не можете просто дать денег.

К сожалению, у нас не финансово-кредитное учреждение, я деньги не раздаю. Вы спросили, как это можно сделать, я отвечаю: это сложно, но вполне возможно. Это требует определённых трудозатрат, времени, подготовки, но, если вы это сделаете, то получите вот это и вот это.

Но если человек не готов, в этом не моя вина. И, как обычно, было заявлено, что мы ничем не смогли помочь.

Такое к нам отношение. Правда, я к этому готова и иллюзий особых не питаю.

 

Беседовал Владимир Володин

 

 

                                                                     

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости