ОРВ в регионах: лучшие. 1 кв. 2016 года (Серия "Вопросы ОРВ" - 2016, выпуск 6).
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП, www.nisse.ru) продолжает начатое в 2015 году исследование-мониторинг «ОРВ в регионах: лучшие практики». Вашему вниманию предлагаются результаты за 1-й квартал 2016 года. Со всеми раундами данного исследования можно ознакомиться на сайте НИСИПП http://nisse.ru/analytics/monitoring/
Данный мониторинг является независимым и не дублирует официальные обзоры Минэкономразвития России. Команда экспертов, имеющая опыт в вопросах проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и ее методологии, анализирует все размещенные субъектами РФ документы на своих сайтах, посвященных ОРВ и публичным консультациям, за период (квартал) и выбирают лучших в следующих номинациях:
1. Самые полные отчеты.
2. Лучшие расчеты издержек и выгод.
3. Лучшая попытка охарактеризовать издержки и выгоды.
4. Самые альтернативные.
5. Лучшие экспертные заключения.
6. Самые обсуждаемые.
7. Лучший отчет о публичных консультациях.
8. Лучший отход от шаблонов.
В текущем раунде было проанализировано более 1050 документов 66 субъектов РФ (по оставшимся 19 регионам на официальных сайтах не было размещено соответствующих документов за рассматриваемый квартал или же сайты не работали).
В этом раунде в номинации попали 14 субъектов РФ. Впервые попали в номинации следующие регионы:
– Республика Саха (Якутия) – «Лучшая попытка охарактеризовать издержки и выгоды»;
– Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – «Самые альтернативные»;
– Ямало-Ненецкий автономный округ – «Самые обсуждаемые»
– Приморский край – «Лучший отчет о публичных консультациях».
Из регионов, присутствовавших в номинациях и в прошлых раундах, особо следует выделить Республику Северную Осетию – Аланию. Регион второй раз был отмечен экспертами, и при этом сразу по трем номинациям: «Самые полные отчеты», «Лучшие расчеты издержек и выгод», «Самые альтернативные» – по последней из них выделено два интересных документа.
По мнению Татьяны Рукавишниковой, руководителя экспертной группы исследования, «из основных наблюдений, полученных в данном периоде, следует отметить заметное увеличение количества регионов и отчетов, в которых применяется модель стандартных издержек. Эта тенденция соответствует направлению федеральной оценки: так, Минэкономразвития России после утверждения соответствующей методики работы с моделью стандартных издержек разработало и запустило на портале regulation.gov.ru калькулятор для помощи в расчетах стандартных издержек. Подноминация в нашем исследовании, посвященная применению расчетов по такой модели, стала стабильной и в обозримом будущем может стать самостоятельной, отдельной от “лучших расчетов выгод и издержек”». В 1-м квартале текущего года в подноминации «Они применили модель стандартных издержек» отмечено четыре региона: Костромская область, Чувашская Республика, Тюменская область и Удмуртская Республика.
В целом можно отметить повышение качества проведения количественных исследований издержек предпринимателей в рамках ОРВ, при этом как разработчиками – что видно по сводным отчетам, – так и уполномоченными органами – как правило, это можно определить из заключения, которое составляется на основе документов, направляемых разработчиками. Уполномоченными органами в некоторых случаях проводятся собственные исследования, предлагаются иные варианты оценки, если качество документов разработчика не соответствует необходимому уровню. Такие заключения попадали в номинанты данного мониторинга как лучшие практики. В 1-м квартале в качестве лучших по заключениям были выделены Республика Дагестан, Краснодарский край и Тюменская область.
Важнейшим элементом оценки регулирующего воздействия является рассмотрение возможных вариантов и параметров устанавливаемого регулирования. Как отмечает эксперт исследования Олег Шестоперов, «при рассмотрении альтернативных вариантов регулирования регионы чаще рассматривают различные коэффициенты или ставки в регулировании, соответственно далее проводится оценка результатов в зависимости от набора значений параметров. Полностью разные варианты решения проблемы (различные способы регулирования) встречаются достаточно редко, как наиболее сложные и трудоемкие. Чаще всего разработчики сравнивают текущую ситуацию и предлагаемый способ, разные способы чрезвычайная редкость, хотя понятно, что практически всегда существует как минимум две траектории изменения, если это не предписанный федеральным законодательством акт, а именно региональное регулирование».
В начале июня текущего года была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 №1083-р), в рамках которой одним из механизмов поддержки МСП названо «включение положения, предусматривающего первоочередной анализ экономических и социальных последствий принятия нормативных правовых актов для деятельности малых предприятий» в процедуру ОРВ (данный механизм называют еще «МСП-тест»). В последующем анализе региональных документов НИСИПП планирует уделять внимание применению данного механизма и в субъектах РФ. При наличии достаточного количества регионов, его применяющих, возможно выделить отдельную номинацию, особенно принимая во внимание тот факт, что часть ранних номинаций остается с определенного раунда незаполненной («Лучший отход от шаблонов»).