Москва. 1 августа. ИНТЕРФАКС - Новый принцип нормотворческой деятельности (one in - one out, "один за один", отменяет предыдущее обременение для бизнеса) за первые девять месяцев работы соблюдали только в половине случаев, следует из доклада Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), с которым ознакомился "Интерфакс".
С 1 октября 2015 г. по 20 июля 2016 г. ведомства разместили для публичного обсуждения проекты 93 актов, отнесенных к высокой степени воздействия, в отношении которых должен был начать действовать принцип "один за один". Речь идет об актах, устанавливающих новые обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно принципу, принятие новых требований к бизнесу подразумевает отмену предыдущих правил для минимизации издержек. Но, как показывает исследование НИСИПП, сейчас это правило соблюдается только в половине случаев. При этом сами ведомства заложили отмену старых правил только в 5% новых актов, которые прошли оценку регулирующего воздействия (ОРВ).
Сводный отчет после публичных консультаций разместили по 21 проекту с высокой степенью воздействия, 13 из них уже получили заключение по ОРВ (семь - положительное), рассказал "Интерфаксу" заместитель генерального директора НИСИПП Олег Шестоперов. Таким образом, 54% проектов актов не содержат положений об отмене предыдущих требований, но процедуру оценки регулирующего воздействия они при этом прошли успешно.
Говорить об эффективности этого принципа несколько преждевременно, так как подсчет его учета в процессе нормотворчества целесообразно вести исходя из принятых актов, нежели направленных на оценку, считает, в свою очередь, представитель Минэкономразвития. По ее словам, подсчеты НИСИИП близки к тем, которые есть у Минэкономразвития. "Но сложно комментировать наверняка, поскольку всего доклада мы не видели", - сообщила она "Интерфаксу".
Нормативная правовая база бессистемно разрастается, принцип "один за один" ввели, чтобы систематизировать этот процесс, прекратить ее разрастание и тем самым если не снизить, то, как минимум, стабилизировать административную нагрузку на бизнес, поясняет О.Шестоперов. В качестве успешного примера он приводит Великобританию, где этот принцип работает с 2011 г., и Канаду; в этих странах административные издержки сокращаются.
На практике даже в ведущих зарубежных странах, в которых внедрен принцип "один за один", существуют сложности, связанные с его практическим применением, отмечает представитель Минэкономразвития. "Это вызвано двумя факторами: объективная сложность в его применении и нежелание разработчиков переходить на этот принцип", - считает она. Для помощи в обучении представителей ведомств-разработчиков Минэкономразвития утвердило "методику расчета стандартных издержек" - для "монетизации" последствий введения новых требований и расчета текущих издержек от реализации действующих норм регулирования. Кроме того, создан калькулятор стандартных издержек, позволяющий упростить расчет затрат по типичным требованиям к бизнесу.