Эта тема прозвучала очень остро на круглом столе к 30-летию создания Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» https://www.facebook.com/events/1756462151273010/.
Спор возник после высказывания профессора, руководителя Лаборатории исследований предпринимательства ГУ ВШЭ Александра Чепуренко «прекратить вакханалию с втягиванием в госзаказы и госзакупки малого и среднего бизнеса».
Полемика развернулась нешуточная, но активно поддерживать участников спора не стал принципиально, поскольку обсуждение этой темы выходило за рамки темы заявленной.
Полагаю, что сегодня просто необходимо вернуться к этому вопросу. Постараюсь предложить свое видение – мнение человека, проработавшего более двух десятилетий в производственном бизнесе и более десяти лет занимающегося антикоррупционными проблемами, в том числе как эксперта Национального антикоррупционного комитета.
Возвращаясь к выступлению Александра Чепуренко, вызвавшему крайне эмоциональную реакцию со стороны Ольги Косец - предпринимателя с 20-летним стажем, отечественного производителя в области легкой текстильной промышленности, возглавляющей общественную организацию «ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ», и считающей, что госзаказы – это «на самом деле сегодня один из рынков сбыта, куда малый бизнес должен идти осознанно...»
Уверен, что оба участника полемики правы, правы по-своему. Всем известно, что львиная доля малых предприятий осуществляет деятельность в сфере торговли и услугах и не участвует в тендерах. Полагаю, что профессор имел в виду сложившуюся практику, когда определенная государством доля участия компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) фактически выполняется малыми компаниями, специально созданными для участия в тендере крупными игроками рынка, либо различного рода жучками-посредниками с явно коррупционными целями. Какова же истинная доля получивших заказ независимых производственных малых компаний – никто не знает. Эта тема постоянно поднимается последние годы на всех значимых круглых столах и конференциях, но решение ее возможно лишь после создания реестров поставщиков и контроля со стороны профессиональных сообществ.
Тема госзаказа многогранна и многопроблемна. Лично мне как производственнику сильно повезло. Мы стали поставщиками профессиональной одежды многим ведущим мировым компаниям, работающим в России. Менталитет западных компаний гарантировал отсутствие коррупционных предложений поставщикам, что сильно отличалось от государственных предприятий, где первым же вопросом был вопрос о доле отката за поставляемую продукцию. Никогда не забуду как более десяти лет назад менеджер фирмы выясняла у меня, что стоит делать, когда снабженцы Минюста просят заплатить им наличными 10% за подготовленный к заключению договор поставки. В то время я был активным участником созданного Общественного союза «Антикоррупция» (ОСА). Тогда я позвонил представителю организации и объяснил, что мы не «стимулируем» заказчиков. В итоге, вопрос был решен цивилизованным способом.
С тех пор законодательство по государственным поставкам получило максимальное развитие, и было принято несколько законов, регулирующих взаимоотношения поставщиков и потребителей. Однако, заинтересованным сторонам всегда удавалось обходить закон. Более того, в условиях постоянных кризисов, производственное предприятие не может выжить, если гарантированно не получит хотя бы один-два приличных заказов от государственных компаний и корпораций. Гарантия – это покупка контракта (сговор с представителем поставщика). Как разорвать этот порочный круг, позволяющий честно работать нормальному производителю?
На круглом столе прозвучало мнение еще одного участника – Игоря Пасынкова, предпринимателя и члена координационного совета ассоциации «Дальнобойщик». Игорь крайне негативно отозвался об участии предпринимателей в госзаказе, но его отношение больше сводилось к моральной составляющей этого процесса, нежели к естественной потребности предпринимателя развивать свое предприятие. Он говорил, что для некоторых представителей бизнеса, госзаказ – это цель достижения благополучия. Не уверен, что каждый смог понять Игоря, ведь говорил он не о деньгах, а о ценностях духовных. Кто в бизнесе способен мыслить в таких категориях?
Лично я очень давно сформулировал перед менеджерами своего предприятия задачу : как можно дальше стоять от взаимоотношений с государственными компаниями в силу порочности системы. Это совсем не означает правоты Ольги Косец.
Очень надеюсь, что настанет время, когда тендеры проводить будут на площадках обновленных Торгово-промышленных палат, под чутким контролем отраслевых союзов и предпринимательских сообществ, но для этого мы вместе должны изменить страну.
Илья Хандриков 04.12.2016