Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Нужен ли малому бизнесу госзаказ?

Эта тема прозвучала очень остро на круглом столе к 30-летию создания Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» https://www.facebook.com/events/1756462151273010/.

Спор возник после высказывания профессора, руководителя Лаборатории исследований предпринимательства ГУ  ВШЭ Александра Чепуренко «прекратить вакханалию с втягиванием в госзаказы и госзакупки малого и среднего бизнеса».

Полемика развернулась нешуточная, но активно поддерживать участников спора не стал принципиально, поскольку обсуждение этой темы выходило за рамки темы заявленной.

Полагаю, что сегодня просто необходимо вернуться к этому вопросу. Постараюсь предложить свое видение – мнение человека, проработавшего более двух десятилетий в производственном бизнесе и более десяти лет занимающегося антикоррупционными проблемами, в том числе как эксперта Национального антикоррупционного комитета.

Возвращаясь к выступлению Александра Чепуренко, вызвавшему  крайне эмоциональную реакцию со стороны  Ольги Косец - предпринимателя с 20-летним стажем, отечественного производителя в области легкой текстильной промышленности,  возглавляющей общественную организацию «ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ»,  и считающей, что  госзаказы – это «на самом деле сегодня  один из рынков сбыта, куда малый бизнес должен идти осознанно...»

Уверен,  что оба участника полемики правы, правы по-своему. Всем известно, что львиная доля малых предприятий осуществляет деятельность в сфере торговли и услугах и не участвует в тендерах.  Полагаю, что профессор имел в виду  сложившуюся практику, когда определенная государством  доля участия компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) фактически выполняется  малыми компаниями, специально созданными для участия в тендере  крупными игроками рынка, либо различного рода жучками-посредниками с явно коррупционными целями.  Какова же истинная доля получивших заказ независимых производственных малых компаний – никто не знает.   Эта тема постоянно поднимается последние годы на всех значимых круглых столах и конференциях, но решение ее возможно лишь после создания реестров поставщиков и контроля со стороны профессиональных сообществ.

Тема госзаказа многогранна и многопроблемна.  Лично мне как производственнику сильно повезло. Мы стали поставщиками профессиональной одежды многим ведущим мировым компаниям, работающим в России. Менталитет  западных компаний гарантировал отсутствие коррупционных предложений поставщикам, что сильно отличалось от государственных предприятий, где первым же вопросом был вопрос о доле отката за поставляемую продукцию. Никогда не забуду  как более десяти лет назад менеджер  фирмы выясняла у меня,  что стоит делать, когда снабженцы Минюста просят заплатить им наличными 10% за подготовленный к заключению договор поставки. В то время я был активным участником созданного Общественного союза «Антикоррупция» (ОСА). Тогда я позвонил представителю организации и объяснил, что мы не «стимулируем» заказчиков. В итоге, вопрос был решен цивилизованным способом.

С тех пор законодательство по государственным поставкам получило максимальное развитие,  и было принято несколько законов, регулирующих взаимоотношения поставщиков и потребителей. Однако,  заинтересованным сторонам всегда удавалось обходить закон. Более того, в условиях постоянных кризисов,  производственное предприятие не может выжить, если гарантированно не получит хотя бы один-два приличных заказов от государственных компаний и корпораций. Гарантия – это покупка контракта (сговор с представителем поставщика).  Как разорвать этот порочный круг, позволяющий честно работать нормальному производителю?

На круглом столе прозвучало мнение еще одного участника – Игоря Пасынкова, предпринимателя и члена координационного совета ассоциации «Дальнобойщик». Игорь крайне негативно отозвался об участии предпринимателей в госзаказе, но его отношение больше сводилось к моральной составляющей этого процесса, нежели к естественной потребности предпринимателя развивать свое предприятие. Он говорил, что для некоторых представителей бизнеса, госзаказ – это цель достижения благополучия.               Не уверен, что каждый смог понять Игоря, ведь говорил он не о деньгах, а о ценностях духовных.  Кто в бизнесе способен  мыслить в таких категориях?

Лично я очень давно сформулировал перед менеджерами своего предприятия задачу : как можно дальше стоять от взаимоотношений с государственными компаниями в силу порочности системы.  Это совсем не означает правоты Ольги Косец.

Очень надеюсь, что настанет время, когда тендеры проводить будут на площадках обновленных  Торгово-промышленных палат, под чутким контролем отраслевых союзов и предпринимательских сообществ, но для этого мы вместе должны изменить страну.

Илья Хандриков                                                       04.12.2016

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости