Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Цифры мимо ворот.

Как известно из Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», сплошные статистические наблюдения малого бизнеса проводятся один раз в 5 лет. Росстат вполне начал выдерживать этот срок, и совсем скоро появятся итоги переписи субъектов МСП за 2015 год. Обследование проводилось в 2016 году, итоги обещают опубликовать в июне этого года. Иными словами, через месяц другой мы узнаем, чего было и чего не было 1,5 года назад.

А сейчас перед нами предварительные итоги сплошняка-2015. На днях они обсуждены представителями статорганов в Новгороде на представительном совещании. Неизвестно, к каким выводам пришли там, но, глядя на предварительные итоги, вот какие выводы могу сделать я.

На совещании представлены приведенные ниже цифры. Не смог пройти мимо!

Показатель

Сплошное наблюдение
за 2015 год

Выборочное наблюдение
за 2014 год

Сплошное наблюдение к выборочному, %

Малые предприятия (включая микропредприятия)

Количество действующих, приостановивших и не начавших деятельность предприятий, тыс. единиц

2241,7

2229,5

100,5

из них действующих

1467,5

2103,7

69,8

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей), млрд. руб.

54647,8

26878,3

203

Количество замещенных рабочих мест, тыс.

13517,3

11744,2

115

Индивидуальные предприятия

Количество действующих, приостановивших и не начавших деятельность предприятий, тыс. единиц

2791,4

2493,0

112,0

из них действующих

2079,2

2413,8

86,1

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей), млрд. руб.

7699,0

10447,5

73,7

Количество замещенных рабочих мест, тыс.

4932,3

5645,7

87,4

Источник: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/novgor_04-2017.html

Елки-палки! Все это время за период кризиса и его последствий нам декларировали, что предприятий на треть больше. В реальности эта треть не действовала, приостановила деятельностью, или, как пишут, вообще не начинала. Почти 15% индивидуальных предпринимателей тоже оказалось фейком, не ведущим деятельности.

Ну черт с ними с «мертвыми душами». Но как может быть такая разница в 2 раза в выручке! А у ИП так недобор больше чем на четверть. Такая же расколбасица с количеством занятых. В выборочных +/15% от более близкому к реальной действительности сплошному.

Все пять лет между переписями мы пользовались данными выборочных обследований, которые можно прикинуть с такими-то допусками и на глазок, ничего не проводя. Отслеживали влияние кризиса, рапортовали о достижениях на основе данных, которые ничего не отражают.   

Между тем выборочные обследования проводились. А это рассылка анкет в 20% адресов от всего количества МП, ежеквартально. Да еще так называемые специальные обследования – в рознице, услугах, сельском хозяйстве, словом, к унифицированным формам добавляются еще и отраслевые, которые могут требоваться и с более частой периодичностью, чем квартал. С одной стороны, отчетная нагрузка (которую, похоже, многие избегают), с другой, вот такие официальные данные, характеризующие нечто, чего нет в природе, тенденции, которых не существует.

В свое время Росстат и ФНС России разошлись своими дорогами и никак видимо до сих пор не пересекутся. Это расхождение закрепилось, например, в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно его статье 18 «Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности», обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. ФЗ «О бухгалтерском учете» говорит о том, что его (учет) должны вести все субъекты предпринимательской деятельности. Совсем не вести бухгалтерский учет могут только две категории экономических субъектов — индивидуальные предприниматели и филиалы иностранных компаний. Это значит, что 2241,7 тыс. малых предприятий такой учет ведут, пусть кто-то и в упрощенной форме, и обязаны сдавать обязательные экземпляр в Росстат.

Что в балансе самое интересное? Расходы и доходы, или выручка. Обратимся к таблице и посмотрим, где самое большое расхождение и по какой категории. Да, это малые предприятия, и это выручка. Зачем Росстату наши балансы?!! Чтобы мастерить такую вот выборочную статистику МП между сплошняками? Многие не представляют? Ну так, а зачем? Если это не влияет на качество цифры.

Согласно этой же 18-й статье ФЗ «О бухгалтерском учете», «обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен». Иными словами, Росстат собирает балансы не для статистики, а для раздачи «заинтересованным лицам». А статистику публикует по каким-то другим источникам.

Такой же ресурс у ФНС России. Балансы сдаются и туда. И, не исключаю, что сдаются дисциплинированнее, налоговую боятся сильнее. В общем имеем два ресурса, два экземпляра, но для разных целей и ни один для статучета и предоставления высшим должностным лицам действительной ситуации и достоверных цифр.

Потенциальные ежегодные затраты на пополнение этих двух ресурсов со стороны субъектов МП, которые должны вести бухгалтерскую отчетность и сдавать 2 обязательных экземпляра (предположим обычной почтой – это около 30 руб. за письмо до 100 страниц; на копирование, заверение, формирование посылки и поход на почту тратится 2 часа одним сотрудником предприятия; средняя з/п по России в 2016 году - 36736 руб.), составляют 2,2 млн МП*2 экз.*(30 руб. + 36736 руб./22 дня/8 часов*2 часа) = 1968,8 млн руб. или почти 2 млрд рублей в год. За время действия ФЗ «О бухгалтерском учете» надо было бы сдать баланс 5 раз только в Росстат. Малые предприятия потратили бы труда и прямых расходов в 5 млрд руб.

Между сплошными переписями идет выборочное наблюдение. Напомню, это рассылка анкет в 20% адресов от всего количества МП, ежеквартально. В теории, чтобы множества между кварталами не пересекались, за год должны быть охвачены 80% всех субъектов МП. Потенциальные затраты (включая заполнение) на это наблюдение получаются сопоставимыми и составят 734 млн руб. (2,2 млн МП*80%*1 экз.*(30 руб. + 36736 руб./22 дня/8 часов*2 часа). Добавим сюда рассылку Росстатом уведомлений и бланков. Это еще на уровне 53 млн руб., если взять ту же стоимость отправки одного письма. В целом на уровне порядка 800 млн руб. косвенных и прямых затрат в год.

Соединим затраты выборочного обследования и отправки обязательных экземпляров баланса. Получается, что вот такие цифры с 2-х кратной разницей, которым неясно как верить, получаются за почти 3 млрд рублей издержек в год, прежде всего со стороны малого бизнеса. А если обозреть весь период между сплошняками в 5 лет, то за 15 млрд издержек мы пользовались нереальными цифрами. Не в смысле очень классными, а в смысле отстающими от действительности нереально. 

Грустно. Поговорил со знающим человеком. Тот сказал: «А что ты думал, тут же как в футболе – скандалы и сплетни отвлекают от реального положения дел». «Да уж» - подумал я, - «Такой футбол нам не нужен. Цифры как-то совсем мимо ворот». А еще подумал вот что. Пора отменить обязательный экземпляр баланса в Росстат. Пусть дружат два органа власти и общаются межведомственным обменом, а так желаемый «государственный информационный ресурс» пусть будет у того, у кого данные хоть чуть-чуть ближе к жизни. И будет один. А бюджету и бизнесу экономия в два раза.  

А чтоб не загрустить, резюмирую вот каким наблюдением.

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года фигурирует как целевой показатель или, как принято говорить, кипиай «оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года». В 2020 году он должен составить 134%, т.е. увеличиться за 6 лет на 34%.

Между переписями 2010 и 2015 года прошло 5 лет. В этот период Стратегии не было. Выручка МП (она же и «оборот») по итогам сплошняка-2010 составила 26350 млрд руб., по предварительным итогам сплошняка-2015 – 54647,8 млрд руб., или 207%. Если взять индекс потребительских цен за дефлятор и привести выручку 2015 году к ценам 2010 года (за это время ИПЦ составил 151,5%, если довериться Росстату)), то получится, что выручка малых предприятий в 2015 году в постоянных ценах по отношению к показателю 2010 года составила 137%, т.е. увеличилась на 37% только за 5 лет. Отсюда вывод: не надо делать стратегию, надо всего лишь штаны придерживать на месте – кипиай будет достигнут и так. И это хорошо.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости