Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Количество «желтых карточек» бизнесу выросло на половину.

Контрольно-надзорные органы стали реже штрафовать предпринимателей и чаще предупреждать

Инна Григорьева


Количество предупреждений бизнесу во втором полугодии прошлого года выросло на 52,8%. При этом число вынесенных предпринимателям штрафов сократилось на четверть. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития, направленном в правительство («Известия» ознакомились с выдержками из документа). Положительная динамика связана с появлением нового закона о вынесении предупреждений вместо штрафа, если нарушение совершено впервые, объясняют аналитики. Впрочем, эксперты считают, что лучшей помощью бизнесу будет сокращение количества контрольно-надзорных органов, которые пока оказывают на него значительное административное давление.

Раньше, если контрольно-надзорные органы выявляли какое-либо нарушение впервые, они могли выбирать: сразу штрафовать предпринимателя или выписывать предупреждение. Чаще всего контролеры делали выбор в пользу фискальной санкции — это позволяет отчитываться о пополнении бюджета на внушительные суммы. Однако в июле прошлого года вступил в силу закон, согласно которому при допущении нарушения в первый раз предприниматель получает предупреждение. Штраф выписывается, только если ситуация не улучшилась.

В результате во второй половине 2016 года количество «желтых карточек» бизнесу выросло на 52,8% (по сравнению со второй половиной предыдущего года) и составило порядка 76 тыс., говорится в докладе Минэкономразвития, направленном в правительство. Общее же количество решений о привлечении к ответственности сократилось на 17%. На 23% снизилось и количество штрафов, выписанных предпринимателям.

«Рост доли предупреждений на фоне уменьшения общих решений о привлечении к ответственности, а также снижение применения санкций в виде административных штрафов позволяет говорить о снижении уровня административной нагрузки на малый и средний бизнес», — говорится в документе.

При этом Минэкономразвития отмечает в своем докладе, что результаты мониторинга могут не полностью отражать реальную ситуацию, поскольку закон был принят совсем недавно.

С этим утверждением ведомства согласен член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. 

— Механизм предупреждения был введен в середине прошлого года и полностью пока не заработал. Число предупреждений будет постепенно увеличиваться, потому что в рамках реформы контроля и надзора есть отдельное задание по усилению профилактической работы. Более того, есть задача от председателя правительства: главное — не выявлять нарушения, а снижать риски их появления, — отметил Александр Брагин.

Вице-президент «Деловой России» Анастасия Алехнович, в свою очередь, указывает на то, что остается неясным содержание предписаний, которые получают предприниматели.

— Контрольно-надзорные органы все данные о предупреждениях бизнесу должны вносить в единый реестр проверок. Однако закон об ответственности за невнесение записей в реестр до сих пор не принят. Мы не можем знать, какие именно предупреждения и предписания выносят предпринимателям, — сообщила Анастасия Алехнович.

Она добавила, что в реестре проверок количество предупреждений выросло лишь на 10%.

Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев считает, что самой лучшей помощью предпринимателям будет не увеличение числа предупреждений, а сокращение количества контрольно-надзорных органов. По его мнению, «двигаться нужно в другую сторону — сокращать количество контрольно-надзорных органов».

— Их слишком много. Ведь какой KPI у проверяющих? Если пришел с проверкой, значит, что-то должен найти. Иначе проверка считается неэффективной, — заявил Владимир Буев.

С предложением сократить количество проверяющих ведомств ранее выступал и министр финансов Антон Силуанов. В качестве успешного примера министр приводил ликвидацию Росфиннадзора и передачу его полномочий Казначейству.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости