Улучшению делового климата в России препятствуют сразу несколько факторов. Впрочем, как выяснили в экспертно-аналитическом центре РАНХиГС, административные барьеры – главное препятствие для развития бизнеса. Именно на эту проблему указывают большинство предпринимателей. Результаты исследования РАНХиГС направили для изучения в правительство.
Российские бизнесмены оценивают деловой климат в РФ как нейтральный, но надеются на скорое улучшение ситуации. Решить проблемы, которые препятствуют развитию предпринимательства, помогут такие меры, как расширение патентной системы налогообложения и предоставление льгот на арендную плату, пишут «Известия». Кроме всего, бизнесменам необходимо достаточное финансирование, а также содействие в вопросах налогообложения и банковского кредитования.
Результаты опроса аналитиков РАНХиГС показали, что основными барьерами (помимо административных) для развития бизнеса в РФ являются неэффективность налогового регулирования, риски, связанные с коррупцией, инвестициями и монополизацией рынка.
В своем исследовании аналитики определили сферы, наиболее подверженные рискам спада: сельское хозяйство, ресторанный и гостиничный бизнес, туризм, недвижимость, а также научно-исследовательская деятельность. Наилучший потенциал для развития у таких сфер, как пищевая промышленность, энергетика, связь и добыча полезных ископаемых.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
По Вашему мнению, что является основным препятствием развития предпринимательства в РФ? Как можно устранить эти препятствия?
В 2017 году мы как девелоперы индустриальных парков отмечаем интерес зарубежного, в частности немецкого, австрийского, бельгийского, японского малого и среднего бизнеса, к работе в России, а именно — к локализации производства в России. Во многом это последствие экономического кризиса 2014–2015 годов, в результате которого в России значительно подешевели трудовые ресурсы. Кроме того, доступные цены на сырье и его транспортировку, огромный рынок сбыта со множеством незаполненных ниш, перспективы экспорта произведенной продукции на азиатские рынки по более низким ценам, нежели из Европы, — все это привлекает иностранных инвесторов, рассматривающих возможности размещения производства в России.
Сейчас правительство России для укрепления экономики и развития промышленности предпринимает многочисленные меры, направленные на стимулирование производства на территории РФ и развитие малого и среднего бизнеса. Это и увеличение объема прямых договоров на исполнение государственных заказов, заключаемых с малыми и средними компаниями, с 10 до 15%, и увеличение ставок таможенных пошлин на ввоз определенных видов товаров и одновременное снижение ввозных пошлин на отдельные виды сырья и комплектующие. Предприятия могут претендовать на различные субсидии, налоговые льготы, предоставляемые государством.
Весной этого года был запущен портал Invest Russia, на котором представители российского бизнеса размещают информацию о своих проектах или бизнес-идеях, доступную для зарубежных инвесторов. Благодаря работе данной платформы, несколько отечественных бизнес-проектов в сфере агропромышленности и машиностроения нашли партнеров из Европы, выступивших в роли соинвестров либо вошедших в проекты технологиями производства, оборудованием.
Таким образом, потенциал для улучшения российского делового климата, действительно, есть. И этот потенциал, даже несмотря на непростую геополитическую ситуацию, чувствует иностранный, в частности. европейский бизнес. Если экономический вектор принципиально не изменится, то есть основания полагать, что к концу года иностранные компании, которым в настоящее время предлагается участвовать в производственных проектах в качестве технологического партнера, партнера по поставке оборудования, мезонинного инвестора, а не вкладывать большие инвестиции в полноценное строительство производства, будут проявлять еще больший интерес, чем в докризисное время.
Чепуренко Александр (Президент НИСИПП)
По Вашему мнению, что является основным препятствием развития предпринимательства в РФ? Как можно устранить эти препятствия?
Все те ключевые риски, которые назвали эксперты, выделены верно, они же являются и теми препятствиями, которые не дают развиваться в России честному частному бизнесу (т.е. не аффилированному с государством или его отдельными представителями). Поскольку все они известны и нерушимо стоят на пути развития частного предпринимательства на протяжении уже пары десятилетий, возникает вопрос: что же делает их такими устойчивыми к «поручениям» президента их извести, а число малых предприятий – увеличить? По-видимому, сама социально-экономическая система, которая сложилась в стране и которая враждебна такому бизнесу, поскольку он может являться источником неподконтрольной чиновнику экономической активности и гражданского самостояния.
Поэтому устранены эти препятствия могут быть только по мере изменения самой этой системы – об этом, впрочем, еще сантехник в известном советском анекдоте говорил…
По Вашему мнению, что является основным препятствием развития предпринимательства в РФ? Как можно устранить эти препятствия?
«На мой взгляд, ожидание позитивных изменений связано не с какими-либо предпосылками и фактами, а, в первую очередь, с надеждами предпринимателей.
Препятствий для развития предпринимательства у нас более чем достаточно. Но самое существенное – контрольно-надзорная деятельность (КНД). Несмотря на требование президента Владимира Путина снижать давление на бизнес, фактически этого не происходит. К сожалению, зачастую все меры поддержки перекрывает КНД.
Также хочу отметить отсутствие гарантий неприкосновенности собственности (случаи изъятия объектов у собственников), проблемы, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, когда с предпринимателями расторгается договор по абсолютно надуманным причинам.
Если говорить о количестве малых предприятий, то данные цифры не являются качественным показателем. Сейчас довольно частым явлением является дробление юридического лица на несколько меньшего размера. Получается, формально предприятий стало больше, а количество налогов и работников не изменилось, ВВП не растет.
В целом ситуация безусловно сложная. Рынок B2C падает из-за снижения покупательской активности, тянет за собой рынок B2B. На мой взгляд, необходимо искать новые точки роста. Например, мы с коллегами из «Клуба лидеров» и форума WEDplace market сейчас активно продвигаем проект развития свадебного туризма в Санкт-Петербурге как экспортной услуги. К сожалению, данный сегмент у нас абсолютно не развит, нет соответствующей нормативно-правовой базы, хотя это, по сути, большой приток финансов. Именно поиск новых точек роста, новых направлений позволит выправить ситуацию, привлечь инвестиции. Тем более, что с начала экономического кризиса и продуктового эмбарго, иностранные инвесторы вынуждены уходить с российского рынка, а те, кто остался, не спешат вкладывать деньги.
Несмотря на все сложности, хочу отметить положительную динамику в деятельности государства в части, касающейся условий ведения бизнеса. Последние годы активно ведется работа по улучшению инвестиционного климата в России. Налажен диалог бизнеса через различные деловые объединения и власти, выстроена обратная связь. Экспертные и рабочие группы, в которые входят активные предприниматели, формируют положительную динамику в экономике страны. В Санкт-Петербурге существует Штаб по снижению административных барьеров. И чем больше предпринимателей будут с ним взаимодействовать и принимать участие в процессе развития предпринимательства, тем быстрее мы улучшим инвестклимат в Северной столице. «Клуб лидеров» открыт к предложениям и сотрудничеству, и всегда готов поддержать инициативу, направленную на совершенствование условий ведения бизнеса и повышение качества жизни».