По поводу факта выделения регионам 10 млрд. на дороги скажу как бывший дорожник))). Деньги регионам нужно давать не на ремонт дорог, а на их содержание по нормативу. Это контринтуитивно, противоречит логике. Тем не менее, этому нет альтернативы не только в дорогах, но и во всех сферах взаимоотношений федерального центра и регионов. Расскажу на примере дорог.
Нормативное содержание - это когда деньги дорожники получают не за сотни кв.м ямочного ремонта, а наоборот, за то, что дырка определённого размера не просуществовала бы более 3 дней. Иначе штраф. Или, например, дорожникам платят не за 3 прохода снегоуборочной машины, а за то, чтобы снега на дороге не было через 3 часа после снегопада.
В этом принципе и есть главный залог хороших дорог в развитых странах, тк работает не затратный принцип оплаты (тогда для дорожников чем хуже, тем больше дадут), а принцип штрафа за отрицательный результат. Я его опробовал в Тверской области на пилотной региональной дороге. Он работает.
Этот принцип более менее развит на федеральных дорогах, тк там денег побольше. Конечно, затратный принцип с бухгалтерской точки зрения Минфина дешевле, но он всей стране выходит боком.
Нормативный принцип по бухгалтерии раза в три дороже. Регионы потянуть его не могут. Но вот тут и должны были бы помочь федеральные деньги, которые, к сожалению, идут на подготовку федеральных мероприятий в регионах или правильным и хорошим региональным лоббистам.
Федералы должны были бы уже давно запустить механизм стимулирования регионов каждый год увеличивать количество дорог с нормативным содержанием. Сразу все дороги сделать нормальными невозможно, но по моим расчетам 2010 года, каждые 3 млрд.руб в год стимулирующих федеральных денег давали бы потенциально прибавку по 100 км нормативных дорог в каждом регионе. Регион должен был бы предварительно для этого отремонтировать по ГОСТу эти километры за свой счёт или с учётом софинансирования от федералов.
Итак постепенно, по сотне км дорог в год надо приводить региональную сеть в нормальное (нормативное) состояние. В каждом регионе в первую очередь, нужно было бы привести в нормативное состояние опорную сеть дорог, по которой проходит до 80% всего трафика. Эта опорная сеть преимущественно регионального значения. Она составляет для любого региона всего то 1000 км (плюс-минус пару сотен км). Сейчас бы в каждом активном регионе могла бы быть в нормативном состоянии самая главная сеть дорог. И эти дороги по качеству не хуже европейских. Конечно, нужно для этого было выстраивать целую систему поощрения и контроля, я ее хорошо представляю (это было частично сделано).
Федералы должны запускать такие стимулирующие механизмы во всех сферах экономики. Нужно уходить от затратного принципа финансирования, от точечного выделения средств регионам и отраслям. Вместо этого нужно выстраивать стимулирующие механизмы (институты) и стимулировать тех, кто регулярно улучшает ситуацию в своей сфере. И это будет очень хорошо, если именно по этому принципу будут отличаться регионы.
Иначе, очередные 10 млрд.руб уйдут в песок, а не в стимулы сделать жизнь в регионе нормальной.
Правительство выделило почти 9,9 млрд рублей на дороги в регионах.