Хочу в следующем году сделать пару исследовательских проектов. Одна из тем в проработке касается российских мировых школ.
Задаюсь вопросом: «Где конкурентна наша страна?». Россия конкурентна в математике, хоккее, театре, балете, а также вроде в отдельных секторах вооружений и атомной промышленности. Мы ещё котируемся на мировом уровне в этих разных сферах, в первую очередь, потому что там сохранились соответствующие методологические Школы.
Мировые лидеры остаются мировыми лидерами не просто потому что выпускают лучшие товары и сервисы. А наша проблема не столько в отсутствии у нас лучших технологий, о которых десятилетиями (или столетиями) говорят чиновники. Продукты и технологии – это понятная и лишь видимая часть проблемы. Нужно понимать, что за этими лучшими продуктами и новыми технологиями стоят методологии, методы или умения, которые постоянно развивают мировые лидеры. То есть нечто связанное с мышлением. При этом я тут говорю, не про фундаментальную науку, а про ее прикладной аспект.
Японцы первыми это поняли, когда в середине прошлого века вложились в методологию непрерывного качества. Большинство людей в мире замечает качественные японские товары и технологии, а между все это стало возможным потому что у японцев созданы лучшие мировые Школы качества. Все известные лучшие практики - Lean, Kanban, Toyota quality management и другие - родом из Японии.
Развитый мир очень хорошо усвоил японский урок. Штаты и все другие развитые страны взяли на вооружение не только эти практики качества. Это чтобы совсем не проиграть конкуренцию. А также начали вкладываться в развитие методологий во всех сферах жизнедеятельности. Это чтобы иметь возможность конкуренцию выиграть.
Сейчас в России на слуху agile, blockchain и многие другие. Все эти лучшие в мире методы (практики) создаются и развиваются не в России, все первые сливки снимают те, кто их придумал. До нас доходит даже не всё, и только через многие годы. К сожалению, и этого мы не можем нормально применить(((. Но это другая, более понятная и приземленная проблема, и ее конечно, важно решить. Однако, ее решение не означает, что не надо одновременно делать ставку на создание своих лучших практик и методологических школ, которые их формируют.
Таким образом, основной целью исследования будут российские мировые школы, которые позволяют конкурировать их адептам на мировом рынке в самых разных сферах. Тут очень важно, что не просто есть какие то теории, но они дают результат на мировом уровне. Еще раз, такие школы есть и в науке, в спорте, в промышленности, инженерии, менеджменте, социальной сфере и т.п. Я думаю, что есть у них что то общее! У них у всех есть такое сочетание разных используемых методов (практик), которые дают лучший результат в мире.
Один из прикладных результатов исследования - это показать, что в стратегии развития страны только одних макроэкономических мер недостаточно. Создание благоприятного делового климата и хороших институтов – это необходимое, но далеко не достаточное условие, чтобы Россия стала мировым лидером в самых разных сферах. А именно такая страна у нас и должна быть, чтобы говорили о России как о стране где есть не только балетная и театральная школа и не только сильная математическая школа, но и например, лучшие инженерные школы в самых разных сферах и т.п.
Буду благодарен за замечания и предложения, а также за поддержку и контакты.