Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Лариса Бутенко, руководитель комитета по развитию женского предпринимательства ОПОРЫ России. А ну-ка, девушки! А ну, красавицы! Часть третья.

Мы завершаем беседу с Ларисой Бутенко о женском предпринимательстве.

 

- Лариса, Ваш комитет, как я понял, уделяет большое внимание работе с регионами?

- Да.  Мы развиваем в регионах женские сообщества, которые сами по себе становятся поддерживающей средой для женщин.

- А мужчины сами справятся?

- Если мы возьмём отраслевые организации, они практически все мужские. Скажу честно: есть и организации, занимающиеся женским предпринимательством. Уже в примерно 56 регионах открыты Комитеты. Какие-то из них более активны, какие-то менее, но это хорошая сеть. И у нас уже появляются бизнес-проекты между её участницами как в регионах, так и на межрегиональном уровне.

Это – большая работа, которая, я надеюсь, будет развиваться и дальше.

- Лариса, а Вы совсем уже позабыли свою лесопилку, увлёкшись общественной деятельностью?

- Лесопилка, слава богу, работает. Сейчас большой интерес к российскому лесу проявляют китайские предприниматели. Последние полтора года  мы поставляем пиломатериалы на экспорт.

Конечно, пришлось нанять дополнительных сотрудников. Но я очень рада развитию технологий, поскольку многие вещи можно делать удалённо: бухгалтерия – в облаке, видеонаблюдение со всех площадок – в телефоне. Те же самые онлайн кассы я восприняла как благо.  Да, это стоит денег, но я и раньше платила 15 тысяч рублей в год, чтобы мне меняли память моей кассы. Теперь я потратила на кассу 28 тысяч рублей. Да, это дороже, но, благодаря тому, что есть различные приложения, я теперь контролирую все продажи с телефона. Поэтому я восприняла онлайн кассу как недорогое средство для автоматизации бизнеса. Между прочим, наши крупные компании платили за разработку своих систем учёта огромные деньги. А теперь и у нас – у малого бизнеса появились возможности для автоматизации управления и учёта.

Я понимаю: задача государства – отследить все наши денежные потоки и вывести многих из тени. И в ближайшие годы, я думаю, эта борьба усилится. Но я могу сказать, что введение … убило наши, как я их называю, «пилорамы в огородах», поскольку стал необходим целый ряд документов. И доля теневого бизнеса в моей отрасли стала сокращаться.

Но с другой стороны меня пугает ряд изменений, в первую очередь, укрупнение лесозаготовителей. Я – только лесопереработчик, у меня нет своей лесной базы. А сейчас маленькие лесозаготовители не способны выполнять условия, предъявляемые к ним законодательством. И они вынуждены отказываться от своих небольших арендных участков, перепродавать их более крупным фирмам. Это очень сильно сокращает мой доступ к сырью, потому что с маленькой лесозаготовительной фирмой мне легче договориться: он такой же, как  я, и это меня, конечно, устраивает. К тому же, когда ты работаешь с несколькими мелкими поставщиками, ты чувствуешь себя увереннее, а когда с одним двумя крупными – это опасно.

Так что я слежу за всем, что происходит, не теряю управление, хотя и есть определённые сложности.

- Лариса, вопрос, может быть, не совсем корректный, но, ратуя за женский бизнес, Вы называете проблемой воспитание детей. У Вас их трое. Как Вы обходитесь?

- Мои дети живут с мамой, которая всегда где-то. Я стала предпринимателем, когда у меня уже был ребёнок, моей старшей дочери было шесть лет. Для неё, конечно, было сложно принимать, что мама где-то занята. Но двое младших родились, когда я уже была предпринимателем. Когда родился второй ребёнок, я вышла на работу на 5-й день после выписки из роддома, с третьим – на 4-й день.

- Ну, как же так можно себя не любить!

-  Я себя очень люблю, просто жизнь такая: ситуация была сложная, было не до жалости к себе. Я вообще считаю, что декрет длительностью полтора года – это чересчур, в наше стремительное время это очень сильно расслабляет и расхолаживает. Но это только моё мнение.  Поэтому мои дети с рождения привыкли, что мама где-то, мамы нет дома, и для них это – норма.

Конечно, это вызывает недоумение у учителей. Если в старой школе все знали об особенностях моей работы, то, когда мы перешли в новую школу, начались вопросы. Звонит мне учительница и спрашивает: «Лариса Анатольевна, это правда, что Вы всё время куда-то уезжаете, или Ваш сын нас обманывает?». Приходится объяснять, что он не обманывает, а я, действительно, постоянно куда-то уезжаю.

Разумеется, есть няни, которые занимаются с детьми, делают с ними уроки и так далее. А сейчас я живу практически на два города, и это, конечно, тяжелее. Но это происходит пока лишь несколько месяцев, и мне сложно сказать, как будет дальше.

Когда я была в Приморье, у меня был бизнес, была общественная деятельность, и было правило: я посещаю утренники и другие мероприятия, где надо быть, чтобы поддержать моего ребёнка, и выходные я старалась всегда проводить с детьми. Утром отвести в школу и вечером уложить спать – это всё мама.

Сейчас, к сожалению, ситуация несколько поменялась, и я не знаю, как долго это может продолжаться. Но давайте посмотрим, что лучше: мама, сидящая возле своих детей, чтобы потом, через много лет, попрекать их тем, что отдала им лучшие годы, а вот они, неблагодарные?  Или мама, которая показывает своим детям пример, как нужно добиваться своих целей, как нужно жить полной жизнью, посвящённой делу?

Мне очень интересны задачи нашего комитета. Когда я стала руководителем у себя в Приморском крае, то скептически относилась к этой теме: есть посыл из федеральной ОПОРЫ – мы сделаем. Но потом я поняла, что мне самой этого не хватало. Я слишком много общалась с мужчинами, и это общение было сугубо профессиональным. А тут я поняла, что мне не хватало женского социума. Тебе нужны такие же женщины – предприниматели, которые по себе знают, почему ты три года не была в отпуске и десять лет не брала больничный. У них тоже такие проблемы. Им тоже надо выбирать между бизнесом и ребёнком, когда тебе нужно лететь на переговоры с крупным клиентом, а тут – 8 марта и у ребёнка утренник. И женщинам, присоединяющимся к нашему комитету, тоже нужно такое общение: ведь основной круг их общения – родственники, родители детей из детского сада или одноклассников. А ты не всегда способен поговорить с теми, кто не понимает, что такое бизнес. Ведь сам ты, занимаясь бизнесом, тоже зашорен – глаза вниз и напролом.

Если же ты общаешься в кругу женщин-предпринимателей, то можешь получить обратную связь, качественный совет и дополнительные контакты. И ты работаешь, чтобы те, кто варится в этой системе, могли воспользоваться всеми нашими возможностями. И ты видишь результаты своего труда.

 

Беседовал Владимир Володин 

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости