2004-2005 год, Минэкономразвития России. Обсуждали как проводить административную реформу. Сейчас, конечно, смешно все это. Минэк и переустройство госаппарата, кто ж ему дал бы))). Но мы тогда, молодой призыв Грефа, реально думали, что от нас что то зависит.
И вот один из вопросов был про информацию, которую собирают органы власти и на ее основе оказывают «услуги» (это слово ещё тогда у моей команды вызывало изжогу, хотя сейчас объяснять почему государство не оказывает услугу, а исполняет обязанность, ещё бесполезнее).
Ну так вот, мы тогда говорили, что есть зависимость: конституционные полномочия власти, федеральных органов, перечня собираемой информации, регламентов взаимодействия между органами и гражданами, и тд. Что нельзя работать с чем то одним, не меняя всю систему. Мы были за кардинальную оптимизацию полномочий госорганов и соответственно количества собираемой информации, а потом уже выходить на упрощение регламентов взаимодействия и т.п. А вот более прагматичные ребята из Департамента ответственного за адмреформу, вероятно, хорошо понимали, что этого сделать невозможно и потому говорили, что нужно сделать комфортное стояние в очереди. Вот так и появились МФЦ (многофункциональные центры), электронные очереди и тп.
С точки зрения чиновничьего прагматизма это было правильное решение, да и официоз говорит, что заявители в МФЦ сейчас в целом довольны.
Но вот 14 лет прошло, МФЦ повсюду, однако кардинально ничего не поменялось. Вместо цели на уменьшение взаимодействия граждан с государством, уменьшение сбора информации, у нас достигнута цель комфортного нахождения в очереди. 14 лет понадобилось, чтобы теперь везде люди приучились брать талончик. А нас тогда в 2005-ом за 3 года реализации программы чуть ли не в порошок стирали. Другие были времена.
Я тогда, что называется, обманываться был рад и выбрал «неправильные» цели, потому проиграл аппаратную борьбу, как тогда казалось, но сейчас благодарен судьбе).