Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Снежана Ефимова, владелица семейного отеля – виллы «Эфос», город - курорт Св Константин и Елена, Болгария. О маленьком гостиничном бизнесе. Часть первая.

Семейный отель- вилла «Эфос» расположен в 500 метрах от пляжа и в 1 километре от центра Св. Константина и Елены. Это – семейный бизнес: хозяйке отеля – Снежане помогают в работе муж, дочки и зять, из наемных сотрудников только уборщица.

На территории виллы, а она небольшая – всего 20 соток, сам отель на 15 номеров, два бунгало, сад с игровой площадкой и открытый бассейн с детской секцией.

Хозяйка отеля хорошо говорит по-русски и не скрывает, что вилла «Эфос» работает, в первую очередь, с гостями из России (судя по всему, не самыми состоятельными). Надо сказать, что и все остальные работники отеля стараются говорить по-русски.

И вот мы беседуем со Снежаной Ефимовой о её бизнесе.

 

- Снежана, как давно у Вас этот бизнес?

- Да, наверное, уже лет двадцать пять назад он у меня начался. Я стала заниматься обслуживанием туристов.

- А в Болгарии сложно открыть свой бизнес? Что для этого нужно?

- Во-первых, желание, во-вторых деньги и, в-третьих, люди, с которыми ты можешь его начать.

- А, с точки зрения его оформления? Необходимо много документов? Обойти много инстанций? Как оформить начинающийся бизнес?

Допустим, у меня есть желание, деньги, люди, с которыми я хочу работать. Что я должен делать, чтобы открыть свой бизнес?

- Я думаю, сначала надо определить, что точно тебе нужно. И, если твоя подготовка достаточна для выбранного дела, я имею в виду умения, можно начинать.

- А всё-таки как обстоят дела с регистрацией?

- Регистрируется бизнес легко. Нужно подать документы и внести определённое количество денег на счёт. Я не знаю, сколько денег надо положить на счёт сейчас, но, когда я открывала свой бизнес, это была не слишком большая сумма. После этого тебе регистрируют фирму.

- И всё?

- Да. Открываешь фирму и начинаешь работать. Нужно, конечно, разобраться в бухгалтерии и налогах, но это – дело бухгалтера.

- Ваша фирма устойчива? Вот был кризис 2008 – 2010 годов: как Вы его перенесли?

- Перенесли, хотя в то время стало гораздо меньше людей к нам приезжать. А мы тогда работали в основном с русскими туристами. Так что наш бизнес зависит от них, мы хотим, чтобы они лучше приезжали. А когда в России был кризис, это ударило и по нам. И нам тоже было тяжело, но мы потихоньку выправились.

Отзывы бывших постояльцев на целом ряде интернет-ресурсов объясняют механизм преодоления Снежаной Ефимовой последствий российских кризисов.

«Сама вилла очень понравилась. Я бронировала места через интернет. Встречала и провожала нас сама хозяйка на минивене «Мерседес» (с чемоданами самое то). Пока мы отдыхали почти все постояльцы были русские, и все с детьми. В номере телевизор с несколькими русскими каналами. На всей территории отеля предоставляется бесплатный Wi-Fi.

…Бассейн хороший, чистят его, как нам сказали, каждый день, вокруг бассейна лежаки и зонтики. В номере тоже убирались каждый день. Не генеральная уборка конечно, но всегда пылесосили, убирали мусор, заправляли постель.

Номер я бронировала с завтраками. Завтрак - шведский стол, довольно разнообразный. Почти каждый день - молочная каша, свежесваренная. Также всегда 2 вида колбасы, сосиски, сыр, брынза, масло, джем, варенье, лютеница, яйцо вареное или жареное, или омлет и что-нибудь печеное горячее: слойки с ветчиной, пончики, гренки, что-нибудь незамысловатое, но вкусное. Чай на выбор и черный, и зеленый, и травяной, кофе свежесваренный в кофеварке, сливки. В общем, я даже не ожидала, что так сытно будет. Заворачивали и с собой пару бутербродов, и замечания нам не делали. Можно там же заказать и обед, и ужин, цены нормальные. Обратили внимание, что многие из отдыхающих приезжают в «Эфос» не первый раз. Это конечно, о многом говорит. Рекомендую»

- Снежана, а как вас находит основная часть клиентов? Через «Букинг», например, какую-то другую справочную сеть, или как-то ещё?

- Да, «Букинг» нам очень помогает в нашем бизнесе. Они давно на нашем рынке, его знает очень много людей, и, наверное, процентов 80 клиентов сейчас находят нас именно в «Букинге». Но это лишь в последние 6 – 7 лет.

До этого времени были туристические фирмы, с которыми мы заключали договора, и они отправляли к нам людей.

И ещё 10 – 15% клиентов – это люди, которые у меня уже были и приезжают в очередной раз.

- Как Вам удобнее работать: через «Букинг», через турфирмы, со старыми клиентами?

- Последнее время мы пользуемся в основном «Букингом» и старыми связями. Нам звонят наши прежние гости, которых мы продолжаем принимать и которые фактически стали уже нашими друзьями. Можно сказать, что они приезжают к нам в гости.

- В интернете можно зачастую увидеть так называемую войну отзывов между отелями. Конкурирующие отели оставляют на сайтах своих соперников плохие отзывы, низкие оценки и тому подобное. В Болгарии это явление распространено? Вы с ним сталкивались?

- Нет, это нас не коснулось. В «Букинге» есть специальная система, при наличии которой отзыв о тебе может оставить только гость, уже отдыхавший у тебя. У них существует специальная методика, согласно которой клиент, оставляющий свой отзыв, опрашивается и говорит, в чём минусы и в чём плюсы его отдыха в данном отеле.У нас, например, очень положительные отзывы.

- У вас почти «десятка». На самом деле – 8,5 по десятибалльной шкале.

- Да. Отзывы хорошие, и, наверное, это влияет на клиентов, выбирающих отель. Хотя, конечно, есть и те, кому что-то не понравилось. Всё зависит от настроения, от погоды.

А в этом году был и такой случай: приехали две женщины с маленькими детьми. У нас они были пять дней, и все пять дней шли дожди. В конце концов, они сказали, что им здесь не понравилось. Всё не понравилось – весь отдых.

Если же говорить о конкуренции, то другой отель не может нам составить конкуренцию, оставив где-то отрицательный отзыв: ведь всё размещается на официальном сайте «Букинга».

Вот тут и придется сделать небольшое отступление. Снежана кое-что недоговаривает. Даже в самых положительных откликах о её отеле присутствует резко негативное мнение о том, что происходит за его оградой:

«Про сам курорт. К сожалению, сам курорт не очень понравился. Природа хорошая, но все очень неухоженное. Такое впечатление, что властям на всё наплевать. Территории частных вилл и отелей очень ухоженные, газончики подстрижены, растут цветочки. Стоит выйти на «ничейную» дорогу, вокруг мусор, сухие ветки, собачьи какашки. Наблюдали как приезжала мусорная машина, жуть. По запаху ее учуять можно метров за 50. Грузят мусор, что попало в машину, что высыпалось, машина уезжает, из нее все течет.
И с пляжами там напряг: узкая пляжная полоса, причем не сплошная. Из «Эфоса» мы выходили к пляжу рядом с отелем «Рубин». Со своими ковриками место всегда находили, но людей было много. Причем именно за счет того что пляжная полоса узкая, в море казалось, что не так и людно. …Вечером прогуливались на «Большой улице», так дети ее называли. Там можно купить сувениры, там же разные кафешки. Из кафешек ничего не посоветую: в 4х местах ели, ни одно не понравилось.

…Даже обидно за владельцев отелей и частных вилл, потому что они делают со своей стороны все для привлечения клиентов, а власти курорта похоже ничего».

Так что Снежана Ефимова ведёт свой бизнес в условиях в чём-то экстремальных.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Олег Володин.

Материал подготовил Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости