Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Снежана Ефимова, владелица семейного отеля – виллы «Эфос», город - курорт Св Константин и Елена, Болгария. О маленьком гостиничном бизнесе. Часть вторая.

Мы продолжаем беседу со Снежаной Ефимовой.

 

«Все номера оснащены кондиционером и балконом с видом на сад или на город и море на расстоянии. В вашем распоряжении кабельное телевидение, холодильник и собственная ванная комната с душем и бесплатными туалетными принадлежностями.

Гости могут воспользоваться услугами няни для детей, а сами отправиться на сеанс массажа за дополнительную плату. В отеле также работает ресторан, где подают блюда болгарской и русской кухни, и лобби-бар, где в течение дня можно заказать напитки. Также в вашем распоряжении переносные принадлежности для приготовления барбекю.

Семейный отель Efos находится в 10 км от центра Варны, а также от города-курорта Золотые пески. Ближайшая автобусная остановка разместилась в 500 метрах. Трансфер до близлежащих достопримечательностей может быть организован за дополнительную плату. На территории отеля предоставляется бесплатная частная парковка. 

Здесь лучшее соотношение цены и качества в Святых Константине и Елене! По сравнению с другими вариантами в этом городе, гости получают больше за те же деньги».

Это – опять же из отзывов гостей отеля.

 

- Снежана, следующий вопрос из другой области: налоги. Как с этим в Болгарии? У нас в России очень многие предприниматели утверждают, что платить все налоги и сборы для бизнеса очень тяжело – можно и прогореть.

Как с налогами у вас: насколько они велики и с чего платятся – с оборота, с прибыли? И есть ли у малого бизнеса в Болгарии какая-то государственная поддержка? Например, налоговые каникулы для начинающих, пока у них нет оборота.

- Нет, таких послаблений у нас не было. А так у нас налог 10% от прибыли.

Вернее, у нас есть два варианта: когда ты зарабатываешь больше 50 тысяч в год, регистрация идёт по НДС, как говорят у вас. У нас этот налог называется ДДС. Если оборот меньше, как, например, у нас, то регистрироваться на этот налог не надо. Мы не регистрировались на ДДС, поскольку у нас нет такого оборота.

- И у вас аналог НДС включается в стоимость товаров и услуг, как у нас, или это делается как-то по-другому?

- Поскольку мы этот налог не платим, то перед нами такой вопрос не стоит. Но, когда мы закупаем какие-то товары, то оплачиваем 20% налога, как все граждане Болгарии. Те же, кто зарегистрирован, платят эти деньги, но на следующий месяц получают их обратно.

- Возмещение НДС, как в России.

- Да, эти деньги возвращают. Но мы слишком маленькие, и у нас такого налога нет вообще.

- То есть вы платите 10% с прибыли и всё.

- Не совсем так: есть ещё туристический сбор (он у нас называется «такса») на каждого приехавшего к нам человека. Этот сбор зависит от того, какая категория присвоена гостинице и уплачивается за каждую ночёвку. В зависимости от количества звёзд он может быть 50, 60 или 80 стотинок с человека в сутки.

На минуту отвлечёмся и скажем: учитывая отзывы отдыхающих о состоянии окружающей ту же виллу «Эфос» территории, туристический сбор идёт неведомо куда. Конечно, даже 80 стотинок – не самые большие деньги, но если умножить на количество ночей, за которые их берут, да ещё и на количество приезжих, территорию можно бы и облагородить.

- А как Вас проверяют контролирующие органы? Есть ведь и санитарные службы, и, например, пожарный надзор.

- Есть, и, разумеется, проверяют.

- Как проходят такие проверки? Например, в Литве пожарный надзор уведомляет о своём визите за двое суток, чтобы предприниматели могли перепроверить состояние своих помещений перед их приходом. А у нас в России предприниматели жалуются, что проверяющие стараются прийти неожиданно и обязательно найти хоть какие-то нарушения.

- Проверки у нас вполне могут быть внезапными, но не обязательно и не всегда. Так к началу нового года мы всё приводим в порядок и можем даже специально вызвать к себе проверку. Я знаю, что многие коллеги делают именно так: приходите и проверьте, всё ли у нас в порядке, или есть какие-то нарушения, которые мы должны устранить. Проверяющие приезжают и составляют протокол проверки: всё хорошо, или есть отдельные недочёты, которые надо исправить.

В этом году у нас монтировали дополнительные осветительные приборы, заменяли электрические контакты. И мы вызвали проверяющих. Всё это у нас проверили. Ещё проверяли громоотводы. Сделали заключение, что всё в порядке, и выдали нам соответствующий протокол.

А есть и такие проверяющие, которые приезжают неожиданно и без предупреждения, поскольку поступил какой-то «сигнал». Они могут проверять налоговую отчётность, работу кассового аппарата (выдаётся ли каждому клиенту соответствующий чек). Есть и такие проверки.

- А с точки зрения технологии: есть ли у вас системы, к которым подключают кассовые аппараты, чтобы с них можно было в режиме он-лайн получать всю информацию? Подключают ли вас через интернет к налоговой инспекции, другим каким-то службам?

- Конечно, такие системы у нас есть. Каждый кассовый аппарат, будь он в магазине, ресторане или гостинице, подключён через интернет к налоговой инспекции. И работники инспекции получают все данные о том, какие суммы проходят через кассу. Они высчитывают нашу прибыль и на основании этих расчётов взимают с нас налоги.

- А бухгалтерская отчётность у вас тоже сдаётся в электронном виде?

- Да.

- И последнее: если бы у Вас спросили, что самое важное для ведения бизнеса в Болгарии, что бы Вы сказали, посоветовали?

- Сложно вот так просто ответить на такой вопрос. Я бы сказала, что самое важное – работать правильно.

Несколько замечаний в качестве эпилога.

Ещё одна цитата из отзывов: «А вообще конечно выбор продуктов в Св. Константине очень скудный. Самому курорту бы поставила "3". Если бы кто-то им занялся, то курорт конечно, перспективный. Но даже те, кто ездит туда не первый год, отмечают, что каждый год все хуже».

Тем не менее, приезжают снова и снова. Так во время беседы со Снежаной рядом с нами сидела, время от времени вставлявшая свои реплики немолодая пара из Питера, приезжающая на виллу «Эфос» несколько лет подряд. Эти люди чувствуют себя уже не просто клиентами, но чуть ли не родственниками хозяев отеля.

И ещё один момент. Когда первая часть беседы была опубликована в группе «Проблематика МСП и его господдержка» в Фейсбуке, один из участников группы написал следующий комментарий: «Зарегистрировать фирму в Болгарии легко. Многие из наших сограждан этим пользуются для получения гражданства. 
А вот вести бизнес (особенно туристический и в прибрежной зоне), сомневаюсь. Сильно. В Болгарии всё жёстче требования к соблюдению правил эксплуатации прибрежной инфраструктуры. И очень сильно развита коррупция».

Конечно, хотелось бы ответить, что такой вот коррупции в Болгарии нет, но оснований для такого ответа не нашлось. Вопросы, связанные с возможными коррупционными проявлениями, Снежана оставляла без ответа. И каждый может трактовать это обстоятельство по-своему.

Правда, как говорилось в старых анекдотах советских времён: «Курица – не птица, Болгария – не заграница» и «Болгарский слон – младший брат русского слона». Так что, возможно, у болгар тоже существуют до боли знакомые нам проблемы. Просто они предпочитают о них помалкивать.

 

 

Беседовал Олег Володин.

Материал подготовил Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости