Что такое мечта и чем она отличается от цели? Все с той или иной степенью легкости отвечают на этот вопрос. Общепризнанно, что мечта – это что-то призрачное, не совсем конкретное, иногда чудесное и часто кажущее невыполнимым. В свою очередь, под целью понимают нечто более конкретное и осязаемое.
Призрачность мечты означает, что мы не особо задумываемся над ее физическим воплощением. Мы часто не отождествляем с мечтой конкретный объект в нашем мире пространство-времени. Например, многие мечтают разбогатеть. Но при этом мечтающий может очень смутно представлять, что это означает в деталях и какие объекты в физическом мире этому соответствуют. Но если задать наводящие вопросы, то человек сможет представить определенные физические объекты и «себя самого в своей мечте». Поэтому, условно на второй стадии воображения, мечта уже может иметь конкретное воплощение в физическом мире. Например, мечтаю иметь автомобиль Lamborghini Aventador. И некоторые профессиональные мечтатели даже используют практику визуализации, постоянно представляя, как управляют этим авто. Можно даже до мельчайших подробностей представлять свою мечту в физическом мире будущего, однако в настоящем времени абсолютно не понимать, как ее реализовать. Таким образом, мечта может либо не иметь физического воплощения, либо это воплощение есть, но из сегодняшнего дня пока совсем непонятно как оно появится в будущем.
Опираясь на кратко сформулированное понимание мечты, вполне резонно сказать, что цель должна иметь физическое воплощение. А у того, кто ставит эту цель должно быть понимание как это воплощение реализовать: сделать, создать, воплотить, достичь и т.п. То есть должна быть запланирована четкая обеспечивающая деятельность: процесс, технологии, ресурсы, время, люди и т.д., а также описание того все организовать - это конкретный план, проект, инструкция, стратегия и тп.
Однако, давайте вспомним те цели, которые многие реально ставят перед собой. Или те цели, которые ставит перед вами руководство. Я хочу сказать, что подавляющая часть поставленных целей с большой вероятностью не могут быть достигнуты по следующим причинам:
1. Во-первых, многие не представляют или четко не отождествляют того, что стоит в физическом мире за формулировкой их цели. Например, часто можно встретить бизнес цели - увеличить прибыль на 10% к 1 апреля или захватить определенную долю рынка в следующем году, повысить эффективность производственной линии на 20% в течение следующего квартала.
2. Во-вторых, даже если человек понимает, что должно поменяться в реальном мире, то скорее всего, его внимание заканчивается моментом достижения цели. Тем не менее, самое важное начинается как раз после этого. Например, многие ставят цель – поступить в следующем году в МГУ на такой-то факультет, бросить курить с ближайшего понедельника или похудеть на 10 кг к пляжному сезону. На достижение таких целей не жалеют никаких сил, средств и хитростей. Так сложилось, что при формировании целей практически не уделяют должного внимание на то, что будет после достижения таких целей.
Можно подискутировать по этому поводу.
В корпоративном мире давно перешли не постановку целей по принципу SMART, т.е. цель должна быть Specific - конкретной, Measurable - измеримой, Achievable - достижимой, Relevant - значимой, Time bound – ограниченной во времени. Написано много книг о том, как правильно строить планы по достижению такой цели, разработаны многочисленные методики и постоянно появляются лучшие практики. Однако, принцип SMART совсем не уберегает от того, что предприятия и отдельные команды ставят цели, из которых четко непонятно что же поменяется в реальном мире. Я бы назвал такие цели бумажными, тк непонятно что за ними стоит в физическом мире. Такие цели скорее отражают пожелания каких-то отдельных заинтересованных лиц (стейкхолдеров). Например, увеличение прибыли заботит менеджера или предпринимателя. Можно поэтому сказать, что подобные бумажные цели – это некоторая оценка интересов определенных стейкхолдеров. Такая проверка на «бумажность» цели очень помогает понять интересы разных стейкхолдеров.
А что со средствами достижения цели (обеспечивающая деятельность по достижению цели). Если вы по факту ставите бумажную цель, то ваши планы, стратегии, работы и т.п. будут также иметь недостаточную связь с физическим миром. Подчас так получается, что бумажная цель достигается именно по бумажным отчетам, и это не приводит к значимому изменению в реальном мире и в деятельности предприятия. Также можно сказать, что обеспечительная деятельность будет сконцентрирована на достижении интересов отдельных стейкхолдеров (которая всем кажется как цель), а не всех стейкхолдеров, что и отражается как успешная система. Также не будет уделено достаточного внимания тому, что будет после этого достижения интересов заявленных стейкхолдеров. Каким то чудесным образом поступил в МГУ как хотели родители, но учится там не смог, потому что не были отработаны важные практики умения учиться или нет достаточного желания. Похудеть каким-то неимоверным способом смог, но потом все равно набрал вес.
Итак, я хочу отметить, что при работе с целями необходимо разбираться с тем, что должно измениться в физическом мире в результате достижения цели и планировать весь жизненный цикл, а не только до достижения. Иначе вся планируемая обеспечительная деятельность без этого понимания будет трудоемкой, но напрасной. Ваши планы, стратегии, концепции и т.п. будут:
а) написаны исходя из бумажной цели, поэтому они будут хороши для отчетов, но не для изменения мира;
б) недостаточно проработаны для того изменения физического мира, который будет после достижения цели, что может нивелировать эффект от достижения цели.
В этом кроется одна из фундаментальных проблем почему цели, даже если они «правильно сформулированы по SMART», не достигаются или почему их достижение не меняет качество жизни или работы.
Мне представляется, что цель должна формулироваться исходя из создания какой-то целевой системы. Например, цель – это создание к 1 апреля новой маркетинговой системы предприятия. Именно эта система должна удовлетворить одно из требований - увеличить прибыль на 10%. В процессе описания данной системы определяются интересы всех заинтересованных лиц, требования к этой системе, основные ее части и т.п. Можно хорошо представить эту маркетинговую систему путем перечисления всех объектов, которые в нее войдут. Это и сами маркетологи, рабочие места, конкретные используемые технологии и т.п. Обеспечительная деятельность по созданию системы будет в обязательном порядке рассматривать не только стадию ее создания, но и подробнейшим образом будет описана стадия функционирования этой системы.
Таким образом, я для себя разделил мечты и цели. Цель для меня - это всегда создание какой-то целевой системы. И далее все обсуждения по достижению цели я веду с точки зрения инженерного системного подхода. Я понимаю, что есть этапы создания этой системы, а также понимаю, что нужны определенные средства для ее создания, и т.д. Мечта же – это всё то, что не сформулирована как целевая система или я еще не понимаю, как ее воплотить в физическом мире. Но это только первая стадия - замысливание или мечтание, а далее, я даже не сомневаюсь, что все пойдет своим чередом и будет успешный выход в реальность.