Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Жизнь по интересам.

Вчера прошел во всех отношениях интересный день. Во-первых, дочка получила степень бакалавра. Боже, еще свежо в памяти свое вручение диплома и запечатленный момент получения автографа ректора на моей рубашке, а оказывается это было полжизни назад. Диплом дочка получила по инженерии. Всё в полном соответствии с рекомендациями Школы системного менеджмента.

Сначала формируем платформу самообразования, а далее следуем за своими интересами. Кстати, за время обучения интересы изменились, но дорога в менеджмент, который стал теперь для нее приоритетом, будем намного легче, чем, если ты было наоборот, из менеджмента в инженерию.

К сожалению, американцы визу мне не дали, вероятно, из-за прошлой судимости. Но я в отместку за это провел 12 часовой увлекательный рабочий день. Надо сделать всё возможное, чтобы в будущем у них экономическую конкуренцию выиграть. Ничего личного, только стейкхолдерский интерес.

Важное понимание, которое пришло вчера, связано с стратегией развития Школы. Мы в этом году уже перестали стесняться своих планов сделать университет, который дает современное фундаментальное образование и широкий кругозор для работы и жизни. Надежды на государственное образование нет. Оно абсолютно не поможет, когда большинство людей поймет, что жизнь в мире полностью поменялась. И для подавляющего большинства это будет, такое же откровение, как для старшего поколения был переход из социалистической жизни в рыночные условия.

Поэтому делать современный университет, который формирует у человека платформу для его дальнейшего самообразования, это для нас отличная миссия. Но вчера я укрепился в понимании, что это должен быть не университет в том понимании, в котором он был придуман несколько столетий назад. И даже более современный формат бизнес-школ, в которых одновременно увязаны исследования, преподавание, нетворкинг и консалтинг, тоже не подходит. Хотя лучшее надо, конечно, брать. 
Будущая образовательная структура – это не только про образование (исследование, консалтинг), но и про формирование медиапространства, то есть это одновременно и медиаструктура. Причем это должна быть достаточно мощная система, поскольку ей придется конкурировать на общем рынке средств массовой информации за внимание потребителей информации.

Объяснять и популяризировать придется достаточно много. Вчера попробовал рассказать сыну свою концепцию жизни по интересам, в которой есть 4 квадранта. Получил крутую обратную связь, много эмоций было от того, что поговорили о жизни на одном языке. А главное, что это вписывается в «повестку дня», которая интересна молодому поколению. Им важно быстро и без лоховских ошибок вписаться в современный мир. Кстати, а взрослым это тоже важно, чтобы не вывалиться из этого мира будущего, мира VUCA. Я бы и сыну ни за что не рекомендовал бы идти ни в один наш ВУЗ, хотя уже не только в российский. К окончанию его школы я бы очень хотел, чтобы он учился у меня в Школе, единственная проблема – это армия.

Тут, наверное, текстом не получится полностью передать идею жизни по интересам и важности именно 4 квадрантов. Пока исследования не окончены, и гладкого писания не существует. Пока только черновые рукописи. 
Первый квадрант «Жизни по интересам» -это собственно квадрант Интересов. Для лучшего понимания, в него можно отнести такие слова как счастье, мечта, цели и т.п. Залог счастливой жизни, интересной жизни и жизни по интересам – это удовлетворение своих интересов. В системном подходе есть такое понятие как «успешная система». Оно определяется так, что в этой системе удовлетворены интересы всех заинтересованных лиц (ролей или стейкхолдеров). Человек – это совокупность многочисленных ролей, которые он играет. Это и отец, и сын – по отношению к родителям, и менеджер – в коллективе, футболист-любитель и т.п.

Все вроде бы просто и понятно, но главное заключается в том, что свои интересы достаточно сложно понять, подчас многие являются навязанными окружением и культурой. Наши интересы меняются со временем. Поэтому тут долгий разговор и много практик (например, практик осознанности), которые необходимо осваивать. Многие практики общеизвестны, например, практика визуализации своего будущего. Но с точки зрения системного подхода необходимо строить в голове не просто образы, а моделировать конкретные материальные объекты в этом своем будущем. И если это будущее тебя зажигает, то ты будешь думать о нем каждый день и будешь все лучше и лучше понимать его детали.

Тема Интересов хорошо эксплуатируется разными мотиваторами и коучами, которые за все хорошее, но у меня задача дать метод работы с Интересами. И в системном мышлении есть хорошо проработанная методологическая база, там за интересами стоят стейкхолдеры (роли), а за ними практики, различные системы и т.п. В общем, эта тематика мне по нраву, и я на это сейчас делаю акцент в своих курсах.

Второй квадрант – это квадрант Здоровья. Здоровья психического и телесного. Ясный ум и долголетие, развитое тело готовое для удовлетворения своих интересов – это все то, что обсуждается в этом квадранте.

Хотя сюда мы относим, развивающееся в Школе, телесное мышление, но пока мною этот квадрант наименее изучен по сравнению с остальными тремя. Однако, достаточно много идей я уже почерпнул из трудов:
• доктора Андрея Курпатова и других о мышлении в целом, в том числе о сознании; 
• трудов доктора Роберта Сапольски о биологии поведения человека, в которых в числе прочих в том числе объясняется бессознательное.

В этой тематике у нас в Школе работает Антон Климат, но он не закрывает ее полностью, поэтому в этом направлении инициативы приветствуются.

Третий квадрант – это квадрат, к которому я пока не подобрал название. Сначала было упорство, самодисциплина. Тут же можем говорить про известные всем абстракции типа сила характера или сила воли и т.п.

Если же говорить про материальное представление, что соответствует этому в нашем физическом мире, то я говорю о человеке, который умеет создавать полезные привычки и систематически выполняет освоенные методы (извините за тавтологию). Почему я выделяю это как необходимое условие жизни по интересам? К сожалению, без достаточного количества хороших привычек приходится полагаться только на фарт.

В этой тематике достаточно хорошо и успешно Максим Дорофеев и я даже думал, что в Школе мы вряд ли будем двигаться в этом направлении. Однако, вчера же состоялась встреча с Кирилл Гайдамака (Kirill Gaydamaka), который предложил развивать эту тематику. Он довольно много сам намучался с этими проблемами, но смог сформировать и применить лучшую практику, собрав ее из разных источников. Договорились, что в ближайшее время проведем семинар на тему «Как организовать личное обучение». Еще один полезный момент в том, чтобы эта лучшая практика ставилась учеником одновременно с обучением на наших текущих курсах.

Ну и четвертый, самый важный для Школы квадрант – это Умения и Знания. Про это пишут все наши преподаватели, но основную методологическую основу заложил Анатолий Левенчук (Anatoly Levenchuk). Мы разделяем фундаментальные и прикладные знания. Мы считаем, что общеобразовательная школа и университет ответственны за формирование современного фундамента. Или как я говорю, базовое обучение молодого человека должно позволить создать в его голове «платформу самообучения», а людям среднего возраста, учитывая, как меняется мир, нужно делать апгрейд своей платформы. А вот конкретные прикладные знания человек может «надстраивать» на сформированный фундамент. Чем мощнее платформа, тем быстрее выявляются и осваиваются прикладные практики.

И вот тут важная связка квадрантов! Эти прикладные практики или конкретная профессиональная специализация обуславливается интересами человека. Если вы живете по интересам, то работа у вас интересная. Вы лучший специалист, потому что ваш личный интерес увязан с лучшей на рынке прикладной практикой. Если появится новый метод, то вы быстрее всех, за счет своего фундамента, освоите ее.

Дочке своей смог объяснить эту связку 1 и 4 квадрантов, фундамента и прикладных практик (к счастью, вопросов со вторым и третьем квадрантом у нее нет), чем снял большой стресс, связанный с тем, что у нее появились новые приоритеты и другие интересы. И это нормально, что у нас меняются интересы, но плохо, если у вас нет достаточно мощного фундамента, чтобы осваивать практики, соответствующие этим интересам. 
Вот такая первая проба пера. Я занимаюсь всеми этими вопросами, потому что хочу жить по интересам и хочу, чтобы у максимального числа людей была интересная жизнь.

З.Ы.
И еще важный момент, для тех, кто дочитал до этого места). Следование за своими интересами – это то, что приводит нас к интересной жизни. А чем менее сочетаемы между собой наши интересы, тем даже лучше. Противоречивые крайности дают больше конкурентных преимуществ, чем концентрация в одном интересе. В западной литературе на этот счет есть даже специальный термин «интегративная сложность». Это способность развивать и удерживать противоположные черты, ценности и идеи, а затем интегрировать их в более крупные. Говорят, что этим можно объяснить успех многих миллиардеров. Про интегративную сложность: https://medium.com/…/studies-show-that-people-who-have-high…. Но там просто объяснение что это такое и почему это хорошо, но там, в отличие от того, что написано выше, не говорится как этого добиться.

Вот тут немного писал про мечту и цели: https://www.facebook.com/1852324464865501.

Здесь про платформу самообразования много писал, например, тут:https://www.facebook.com/tseren.tserenov/posts/2044485118982767 иhttps://www.facebook.com/tseren.tserenov/posts/1785919748172640.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости