Бизнес с друзьями — идея привлекательная, но противоречивая. 8 из 10 стартапов начинают с друзьями или родственниками, однако, согласно исследованиям, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, конфликты чаще всего возникают там, где дело организовано близкими людьми.
Рекламное агентство Mello в Волгограде в 2011 году создали три друга: Антон Астахов, Григорий Лапин и Вячеслав Васильев. Мы поговорили с Антоном Астаховым, как партнёрам и друзьям удалось не рассориться за годы работы.
Обговорите задачи каждого перед стартом проекта
Одна из первых проблем, с которым сталкиваются руководители небольшой компании: неумение делегировать задачи и чётко распределять обязанности. Все делают всё, но никто ни за что не отвечает. Из-за этого практически невозможно найти ответственного человека за ту или иную задачу и сложно оценить эффективность каждого члена команды.
С самого начала основатели Mello разделили зоны ответственности, что позволило им соблюдать дедлайны и не подводить клиентов.
— Я отвечал за контекстную рекламу с точки зрения продаж, ведения и организации процессов. У других основателей Mello были совсем другие задачи: Гриша занимался дизайном, а на Славе были аккаунтинг клиентов и документооборот.
Антон Астахов, сооснователь агентства Mello
Не спешите сразу же юридически оформлять обязательства
В этом вопросе всё зависит от масштаба компании на старте, считает Антон. Если вы начинаете с нуля, и у вас немного инвестиций, можно ничего не прописывать, а лишь договориться устно. На согласование бумаг вы можете потратить много сил, времени и средств.
— Можно сделать небольшой проект, тестовый продукт, и если он выстрелит, стоит обдумать, как это всё оформить. Если сразу вкладываете большие инвестиции или покупаете мощную производственную линию, то тут уже в самом начале нужно прибегнуть к помощи юристов.
Антон Астахов, сооснователь агентства Mello
Примите коллегиальное решение, как поступать с доходами
Первый доход в Mello решили не делить, а вложить в развитие бизнеса. Такое решение далось команде легко, оно понравилось всем троим и его внедрили сразу же. На первые полученные деньги ребята сняли офис и купили в него немного мебели.
— Уже в дальнейшем назначили себе небольшие фиксированные зарплаты — 15000 рублей. Кстати, такая зарплата у нас была долго, а всю прибыль мы направляли на развитие проекта.
Антон Астахов, сооснователь агентства Mello
Разработайте свою систему решения конфликтов
У основателей Mello есть правило: каждый имеет право вето. Ели при обсуждении вопроса кто-либо из руководителей против, то инициативу не принимают. Но за восемь лет существования агентства никто из партнёров своим правом так и не воспользовался. Однако если руководителей двое, то подобная схема может завести в тупик: каждый из двоих может блокировать любое предложение другого.
В таком случае стоит придумать другую систему выхода из конфликта. Например, прибегнуть к помощи независимого модератора, которые сможет выявить причины спора и выступить проводником между сторонами.
— У нас не было конфликтов, потому что каждый ответственно относился к тому, что делал. Мы понимали, что нас трое, и нам всё равно нужно договариваться. Держали в голове кучу кейсов, где друзья создавали бизнес, ссорились и теряли всё. Да и сейчас у нас нет конфликтных ситуаций. Всё решается просто — диалогом.
Антон Астахов, сооснователь агентства Mello
Грамотно разделите рабочее и свободное время
С появлением дружеского бизнес-партнёрства к общему досугу прибавляются рабочие вопросы и проблемы. Здесь важно не переносить личные разногласия с товарищами на рабочие вопросы: от этого страдает не только дружба, но и бизнес, а также другие сотрудники.
— Со временем, я понял: есть работа, а есть личное общение. Ребята еще раньше для себя продумали эту историю, а я не так давно.
Антон Астахов, сооснователь агентства Mello
Приготовьтесь рискнуть и полностью довериться друзьям
Перед тем, как делать бизнес с друзьями, решите: стоит ли соглашаться на эту авантюру, советует Антон. Ответьте себе на вопрос: готовы ли вы довериться своим друзьям полностью?
— Не делайте бизнес с друзьями. История Mello — исключение. Сейчас мы делаем ещё один бизнес в Москве, и я привлекаю столичного партнера. И чтобы вы понимали наш уровень доверия: я захожу в этот бизнес и от лица Славы и Гриши. Вряд ли в нашем [московском] соглашении будут прописаны их доли, лишь мои и партнера. Однако ребята мне верят, что я их не кину.
Антон Астахов, сооснователь агентства Mello