Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Как делать бизнес с друзьями.

Бизнес с друзьями — идея привлекательная, но противоречивая. 8 из 10 стартапов начинают с друзьями или родственниками, однако, согласно исследованиям, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, конфликты чаще всего возникают там, где дело организовано близкими людьми.

Рекламное агентство Mello в Волгограде в 2011 году создали три друга: Антон Астахов, Григорий Лапин и Вячеслав Васильев. Мы поговорили с Антоном Астаховым, как партнёрам и друзьям удалось не рассориться за годы работы.


Обговорите задачи каждого перед стартом проекта

Одна из первых проблем, с которым сталкиваются руководители небольшой компании: неумение делегировать задачи и чётко распределять обязанности. Все делают всё, но никто ни за что не отвечает. Из-за этого практически невозможно найти ответственного человека за ту или иную задачу и сложно оценить эффективность каждого члена команды.

С самого начала основатели Mello разделили зоны ответственности, что позволило им соблюдать дедлайны и не подводить клиентов.


— Я отвечал за контекстную рекламу с точки зрения продаж, ведения и организации процессов. У других основателей Mello были совсем другие задачи: Гриша занимался дизайном, а на Славе были аккаунтинг клиентов и документооборот.

Антон Астахов, сооснователь агентства Mello


Не спешите сразу же юридически оформлять обязательства

В этом вопросе всё зависит от масштаба компании на старте, считает Антон. Если вы начинаете с нуля, и у вас немного инвестиций, можно ничего не прописывать, а лишь договориться устно. На согласование бумаг вы можете потратить много сил, времени и средств.

— Можно сделать небольшой проект, тестовый продукт, и если он выстрелит, стоит обдумать, как это всё оформить. Если сразу вкладываете большие инвестиции или покупаете мощную производственную линию, то тут уже в самом начале нужно прибегнуть к помощи юристов.

Антон Астахов, сооснователь агентства Mello

Примите коллегиальное решение, как поступать с доходами

Первый доход в Mello решили не делить, а вложить в развитие бизнеса. Такое решение далось команде легко, оно понравилось всем троим и его внедрили сразу же. На первые полученные деньги ребята сняли офис и купили в него немного мебели.


— Уже в дальнейшем назначили себе небольшие фиксированные зарплаты — 15000 рублей. Кстати, такая зарплата у нас была долго, а всю прибыль мы направляли на развитие проекта.

Антон Астахов, сооснователь агентства Mello


Разработайте свою систему решения конфликтов

У основателей Mello есть правило: каждый имеет право вето. Ели при обсуждении вопроса кто-либо из руководителей против, то инициативу не принимают. Но за восемь лет существования агентства никто из партнёров своим правом так и не воспользовался. Однако если руководителей двое, то подобная схема может завести в тупик: каждый из двоих может блокировать любое предложение другого.

В таком случае стоит придумать другую систему выхода из конфликта. Например, прибегнуть к помощи независимого модератора, которые сможет выявить причины спора и выступить проводником между сторонами.


— У нас не было конфликтов, потому что каждый ответственно относился к тому, что делал. Мы понимали, что нас трое, и нам всё равно нужно договариваться. Держали в голове кучу кейсов, где друзья создавали бизнес, ссорились и теряли всё. Да и сейчас у нас нет конфликтных ситуаций. Всё решается просто — диалогом.

Антон Астахов, сооснователь агентства Mello


Грамотно разделите рабочее и свободное время

С появлением дружеского бизнес-партнёрства к общему досугу прибавляются рабочие вопросы и проблемы. Здесь важно не переносить личные разногласия с товарищами на рабочие вопросы: от этого страдает не только дружба, но и бизнес, а также другие сотрудники.


— Со временем, я понял: есть работа, а есть личное общение. Ребята еще раньше для себя продумали эту историю, а я не так давно.

Антон Астахов, сооснователь агентства Mello


Приготовьтесь рискнуть и полностью довериться друзьям

Перед тем, как делать бизнес с друзьями, решите: стоит ли соглашаться на эту авантюру, советует Антон. Ответьте себе на вопрос: готовы ли вы довериться своим друзьям полностью?

— Не делайте бизнес с друзьями. История Mello — исключение. Сейчас мы делаем ещё один бизнес в Москве, и я привлекаю столичного партнера. И чтобы вы понимали наш уровень доверия: я захожу в этот бизнес и от лица Славы и Гриши. Вряд ли в нашем [московском] соглашении будут прописаны их доли, лишь мои и партнера. Однако ребята мне верят, что я их не кину.

Антон Астахов, сооснователь агентства Mello

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости