Буду проводить регулярные семинары для обсуждения своей концепции "Жизни по интересам", в которой хотел увязать системное мышление со злободневными жизненными вопросами.
В этот четверг первый семинар 18 июля 19:00 в ШСМ. Регистрация тут:
https://www.facebook.com/events/574114589660291/.
Некоторые выдержки из концепции:
1. Счастье – это интересная жизнь или жизнь по интересам. Жизнь интересная, если интересы постоянно удовлетворяются.
2. Чем больше интересов, тем потенциально более интересная жизнь. Интересная жизнь может быть у любого человека: и у аборигена, и у современного жителя. Но тот, кто у кого интересы выходят далеко за пределы первичных человеческих потребностей, тот потенциально живет более интересной жизнью. Это так называемое качество жизни.
3. Широту интересов, которые больше, чем первичные потребности, задает кругозор. Широкий кругозор неразрывно связан с уровнем образования и внешней средой обитания человека (социализация).
4. Качество жизни зависит не только от широты интересов (их количества), но и от уровня удовлетворения интереса. Последний определяется уровнем получения мозгом нейромедиаторов, в частности, дофамина (важная часть поощрения мозга, вызывает чувства удовольствия). Уровень удовлетворения от интеллектуально-сложной деятельности выше или сильнее, чем от простой и банальной деятельности.
5. Чтобы удовлетворить интересы, связанные со сложной деятельностью, нужно приложить большие усилия. В отличие от простой деятельности. В этой связи самодисциплина является неотъемлемой или необходимой составляющей успеха. За исключением случаев выигрыша в лотерею.
6. Для удовлетворения интереса в сложной деятельности или создание сложного продукта необходимо иметь соответствующую интеллектуальную подготовку (образование), необходимое здоровье (телесное и психическое) и самодисциплину (усилие).
7. Большинство наших интересов, за исключением первичных потребностей, мы получаем из внешней среды. Вернее, первоначально нам кажется, что это «наши интересы», но, скорее всего, это разного рода ценности (цели, нормы жизни, статус и т.п.) общества, в котором мы живем. Реальный наш интерес и то, что принято в обществе – это абсолютно разные вещи. Интерес общества (или первоначальные «наши интересы») нужно тестить, проверять на себе, так как нет другого пути выявить реальный интерес.
8. Чтобы протестировать свой интерес необходимо умение или же, мы говорим, что необходимо освоить прикладную практику. Если есть интерес к плаванию или к созданию новых продуктов, то нужно освоить, например, такие прикладные практики как плавание кролем или теорию решения изобретательских задач. При освоении прикладной практики необходимо сформировать привычку, т.е. научить мозг новым автоматизмам мышления.
9. Стадии формирования привычки, начиная с желания проверить свой «интерес»: НАДО – МОГУ – ХОЧУ – НЕ МОГУ без этого. Пройдя все стадии можно сказать, что у вас есть интерес и вы не можете его не удовлетворять. Чтобы войти в стадию НАДО необходима соответствующая мотивация для начала изменений в своей жизни. Далее самые большие усилия приходится прилагать на стадии МОГУ, поскольку наш мозг сильно сопротивляется изменениям и, главное, что он не получает положительных подкреплений. Для этого, чтобы быстро и уверенно пройти эту необходимо выбрать правильную прикладную практику и пройти соответствующее обучение.
10. К сожалению, только жизненные проблемы являются мощным мотиватором для корректировки собственной «картины мира». Нашему мозгу удобно «ездить по уже проложенной колее» привычек. Привычки - это и есть результат работы нашего мозга. Именно поэтому очень важна сила привычки, которая закладывает правильную колею, по которой потом будет «кататься» наш мозг. Слово «НАДО» говорит сознание, а мозг потом, если получит удовольствие, может перестроиться и тогда появляется стадия ХОЧУ.
11. Чтобы процесс тестирования своего интереса был быстрым и с наибольшей вероятностью в положительном исходе необходимо иметь мощную платформу самообразования. Эта платформа дает скорость и соответствующее сокращение времени на выбор и освоение прикладной практики. То есть быстрый переход от стадии НАДО до стадии МОГУ.
12. Платформа самообразования состоит из фундаментальных знаний (системное мышление, онтологика, научное мышление, искусство, культура, и т.п.) и кругозора (предпринимательство, менеджмент, инженерия, экономика, право, политика и т.п.). Платформа закладывается в школе и Вузе. Но современный мир требует ее апгрейд, поскольку многие фундаментальные знания устарели. Например, даже современное системное мышление абсолютно отличается от того, каким оно было в ХХ веке.
13. Чем менее сочетаемы между собой наши интересы, тем лучше. Возможно, что не стоит делать ставку только на ваши «сильные стороны», котирующие на рынке. Вполне возможно, что с должной платформой самообразования и с правильными прикладными практиками ваши «слабые стороны», к которым вы имеете неумный интерес, смогут стать хорошим дополнением к вашей визитной карточке освоенных компетенций. Противоречивые крайности дают больше конкурентных преимуществ, чем концентрация в одном интересе. Это так называемая «интегративная сложность» - способность развивать и удерживать противоположные черты, ценности и идеи, а затем интегрировать их в более крупные. Поэтому чем больше у нас самых разнообразных интересов, тем у нас больше возможностей на интересную жизнь, а платформа самообразования помогает возможности перевести это в реальность.
14. Главное оценка себя – это наше одобрительнее отношение к себе, насколько мы удовлетворены жизнью, а это выражается в широте выявленных и удовлетворенных наших интересов. Это и есть лучший фундамент для личной уверенности и отсутствия стресса, который мы получаем, если не может понять и/или удовлетворить свои потребности (читай интересы) или не соответствуем принятым общественным ценностям. По сути, это жизнь по интересам дает собственные критерии успешности. В этой связи понятие «счастье» в данной концепции используется, потому что оно распространено в нашей культуре, но специальной смысловой нагрузки оно не несет, а лишь позволяет апеллировать к общеизвестному понятию.
Буду рад видеть тех, кому это интересно и будет чем поделиться или дать обратную связь.