Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Слово и дело.

19 августа было опубликовано Постановление правительства о регламенте работы по трансформации делового климата (ТДК). По мнению министра экономического развития РФ Максима Орешкина, оно усилит позиции бизнеса в диалоге с властью.

«По утвержденным правилам федеральные ведомства будут участвовать в заседаниях экспертных групп и согласовывать с ними проекты нормативных актов. При этом мы будем ориентироваться на мнение бизнеса о результативности каждого мероприятия», - пояснил он.

Сам план трансформации делового климата правительство РФ утвердило 17 января 2019 года. Он предполагает улучшение инвестиционного климата по 12 направлениям, включая таможенное администрирование, международную торговлю и экспорт, доступ субъектов МСП к закупкам, человеческий капитал и производительность труда, а также налоговое администрирование и контрольно-надзорную деятельность. Все, кто захочет посмотреть подробную информацию, могут найти её на сайте Консультант Плюс

(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316129/9bec128aff73cb6c7f0a803ec77c5751cedcbabd/), где она размещена достаточно удобно.

Как утверждают представители Минэкономразвития, перечень мероприятий по улучшению предпринимательской среды разрабатывался совместно с предпринимательским сообществом. Более того, он будет обновляться на постоянной основе в соответствии с запросами бизнеса.

Тут, казалось, можно бы и ура кричать, только как-то не кричится. И, действительно, почти за две недели до публикации постановления так же официально представителями того же Минэкономразвития было заявлено, что «только 57% мероприятий плана по трансформации делового климата (ТДК), сроки реализации которых наступили в первом и втором кварталах 2019 года, выполнены или находятся в стадии разработки». То есть, по сути, рекламируется программа, дающая серьёзные пробуксовки.

Однако невыполнение планов – не самая печальная история. Посмотрим в комментарии к плану трансформации делового климата, появившиеся ещё на стадии его разработки. Уже осенью прошлого года отмечалось, что самые важные пункты плана «Трансформация делового климата» — меры, связанные с информатизацией. Некий федеральный чиновник пояснял РБК: «Это прямо отражается на позиции России в рейтинге Doing Business. Бизнесу важно зайти в одно окно, дать пакет документов в цифровом виде и через десять дней гарантированно получить то, что ему нужно».
Согласно майским указам 2012 года, в 2018 году Россия должна достичь 20-й строчки в Doing Business. Рейтинг этого года еще не опубликован, в прошлом году Россия находилась на 35-м месте (в следующем рейтинге она поднялась на 31-е место, но поставленной цели так и не достигла). Более того, уровень качества регуляторной среды — более широкий показатель, который также рассчитывает Всемирный банк, — по-прежнему остается в отрицательной зоне (Россия находится в замыкающей трети стран по этому индикатору).

Извините, но какова тогда реальная цель плана «Трансформация делового климата»: та, что заявлена в самом его названии, или достижение запланированного семь лет назад места в рейтинге Doing Business? Это ведь разные цели.

Официально план «Трансформация делового климата», который правительство вписало в «Основные направления» своей деятельности до 2024 года, характеризуется как «новый механизм оперативного реагирования федеральных органов государственной власти на запросы бизнес-сообщества». Он должен стать одним из ключевых инструментов правительства по созданию условий для экономического роста, призван снять законодательные барьеры при ведении бизнеса. Наконец, формат ТДК предполагал открытый сбор предложений от предпринимателей и регионов.

Однако сразу же выяснилось, что ряд предложений, высказанных бизнесом и даже поддержанный Минэкономразвития, вызвал жесткое неприятие у налоговиков и силовиков, а потому оказался в таблице разногласий.
А если связать план с реальной действительностью, картина получится вообще удручающая. В те же дни, когда Максим Орешкин разъяснял журналистам преимущества ТДК, Борис Титов рассказывал другим представителям СМИ о том, что власть не перестаёт «кошмарить» бизнес:

«Более половины опрошенных предпринимателей ощущают кризис не менее пяти лет. Плюс рост налогов, снижение спроса и обеднение народа. Это приводит к снижению продаж, снижению производства, сокращению рабочих мест, а в целом – к значительному ухудшению делового климата.

Говоря о проверках, уполномоченный по правам предпринимателей заявил, что их стало меньше, но в разы выросло число проверок, называемых административными расследованиями, мониторингами. А проверяющие не скрывают своих желаний обогатиться.

Сегодня один за другим появляются ведомственные акты, противоречащие друг другу. Законодательно противоречия никто не регулирует. Скорей, наоборот, выдвигаются требования, которые невозможно выполнить».

19 августа, в тот же день, когда было опубликовано постановление правительства о регламенте работы по трансформации делового климата (ТДК), «Ведомости» сообщили о том, что федеральный бизнес-омбудсмен Титов направил президенту РФ проект поправок в КоАП. В них предлагается сократить с 90 до 30 дней максимальный срок такого административного наказания, как приостановление деятельности предприятия.

«Кроме того, по его мнению, следует законодательно обязать проверяющие организации в постановлении по делу указывать конкретные обстоятельства, создающие угрозу причинения вреда, либо другие причины, которые делают невозможным применение более мягкой санкции».

Однако бизнес можно не только приостановить, но и с удовольствием ударить по карману. Всё в тот же день 19 августа в СМИ появилась информация о том, что Минприроды подготовило план реформы системы ответственности производителей за отходы, которая позволит увеличить сборы в бюджет более чем в 60 раз.

Для реализации этой идеи с 2021 года экологический сбор должны будут платить все компании, производящие или ввозящие в Россию 54 группы товаров и упаковки (постельное белье, одежда, газеты, моторные масла, шины, зеркала, стеклопакеты, пластиковые бутылки, деревянная, стеклянная, металлическая, бумажная и пластиковая упаковка и прочее).

Сейчас бизнес может или заплатить сбор, или самостоятельно утилизировать отходы. Минприроды предлагает покончить с этой практикой и заставить платить всех. По расчетам ведомства, это позволит увеличить сборы до 136 миллиардов рублей в год (в прошлом году в бюджет за утилизацию отходов поступило 2,2 миллиарда рублей), а также перевыполнить план по нацпроекту «Экология».

Как уверяют в компаниях, самостоятельно утилизирующих отходы, это уменьшает издержки на 30-40%. С реализацией же предложений Минприроды сумма издержек для крупной компании может вырасти на сотни миллионов рублей. Впрочем, чиновники и стремятся именно к этому.

Такова у нас реальная трансформация делового климата

И последнее. На следующий день после опубликования постановления о ТДК в СМИ появилась информация, что Россия по итогам 2018 года заняла третье место среди стран «большой двадцатки» по степени жесткости требований к локализации производства, уступив только Аргентине и Бразилии.  Это – к вопросу о деловом климате для иностранных компаний. Хотя, будем честными, о каком деловом климате для иностранцев можно говорить, когда продолжается дело Майкла Калви со товарищи по Baring Vostok.

Конечно, это прекрасно, когда правительство заботится о деловом климате в стране, но не тогда, когда его слова настолько расходятся с делами.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости