Объем нелегального рынка такси в России по итогам 2019 г. может превысить 100 млрд руб. – за последние два года он вырос на 35%, подсчитали эксперты Аналитического центра при правительстве РФ. Обеление рынка могло бы дать дополнительные 6 млрд руб. налогов, считают они. Один из вариантов – упростить выдачу разрешений для самозанятых водителей
Для самозанятых водителей
В 2015–2017 гг. российский рынок такси в России рос взрывными темпами: более чем на 40% – с 441 млрд руб. в 2015 г. до 618 млрд в 2017 г. Драйверами роста были развитие агрегаторов такси, снижение стоимости поездки и, как следствие, увеличение числа пассажиров, объясняют эксперты Аналитического центра в ежегодном отчете «Рынок такси».
Больше такого роста, возможно, не будет: по итогам 2019 г. рынок такси вырастет до 709 млрд руб. (т. е. на 14,7% за последние два года, в том числе на 5,6% с 671 млрд руб. в 2018 г.). В 2020 г. он увеличится на 3,7–4%, а затем динамика лишь на 2 п. п. будет опережать рост экономики, ожидают аналитики. Организация экономического сотрудничества и развития прогнозирует, что в 2019 г. российская экономика вырастет на 0,9%.
Почти не растет и количество водителей: если с 2015 по 2017 г. их прибавлялось по 25% в год, то в прошлом году их число стабилизировалось и в 2019 г. количество официально занятых в отрасли прибавит только 3% – их будет около 600 000 человек. То есть рынок растет за счет того, что водители совершают больше поездок и снижают холостой пробег, а машины используются активнее, объясняют эксперты Аналитического центра. В городах-миллионниках (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) 40% водителей работают посменно, используя автомобиль круглосуточно и увеличивая его утилизацию. Доход водителей растет: в этом году они смогут заработать в среднем 63 000 руб. – в 1,5 раза больше, чем в 2017 г. Средняя заработная плата в России, по данным Росстата, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. выросла на 8% до 42 550 руб.
Серые разгоняются
Одновременно со стабилизацией объемов легального рынка резко растет нелегальный – т. е. поездок без разрешений на перевозку такси. За два года он прибавил 35% и по итогам 2019 г. может вырасти до 101 млрд руб., констатируют эксперты Аналитического центра. Нелегальный рынок, по их подсчетам, – это минимум 12% от объема рынка в денежном выражении и 16% от числа поездок. Разница связана с тем, что в тех регионах, где поездки дешевле, нелегальных автомобилей больше.
До этого динамика была отрицательной: с 2015 по 2017 г. выручка нелегалов снизилась со 116 млрд до 75 млрд руб. Правда, в процентном отношении доля выручки нелегалов продолжает сокращаться: в 2015 г. нелегалом был каждый пятый.
Реальная доля нелегалов может быть намного выше, считает Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси. «Названные цифры актуальны разве что для мегаполисов. В регионах местами доля нелегалов может быть значительно больше половины», – говорит она.
В некоторых регионах число индивидуальных предпринимателей (ИП) с основным видом деятельности «таксомоторные перевозки» существенно превышает число разрешений на такие перевозки, обратили внимание авторы исследования. Например, в Калмыкии таксистов-ИП в 2,6 раза больше, чем выдано разрешений, в Северной Осетии – на 87% больше, в Адыгее – на 59%. Это может говорить о том, что компании оформляют водителей как ИП и таким образом уходят от налогов, считают эксперты Аналитического центра.
Выехать из тени
Один из вариантов выхода из тени нелегальных перевозчиков – новый налоговый режим самозанятых, пишут эксперты Аналитического центра.
С 2019 г. в четырех регионах – Москве, Татарстане, Калужской и Московской областях – стартовал эксперимент: человек с доходом до 2,4 млн руб. в год, не имеющий наемных работников, может зарегистрироваться как самозанятый. Этот режим позволяет ему платить 4% налогов при работе с физическими лицами и 6% при работе с компаниями. ИП платят от 6% на доход. Самозанятым достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог». Сначала в эксперименте участвовали в основном ИП, но затем в него начали верить и люди, трудящиеся в теневом секторе, – это главный результат эксперимента, рассказывал «Ведомостям» президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. В сентябре в приложении «Мой налог» было зарегистрировано уже 210 000 человек, говорил замруководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Дмитрий Сатин.
Около трети самозанятых, официально заявивших о своем статусе, зарегистрировалось через программные продукты 20 компаний, интегрировавших API мобильного приложения «Мой налог», в их числе и «Яндекс.Такси», цитировала Сатина «Российская газета». Водитель такси, по данным ФНС, – одна из самых распространенных среди самозанятых профессий. Каждый пятый из зарегистрировавшихся в экспериментальных регионах самозанятых – водитель такси, говорит пресс-секретарь «Яндекс.Такси» Наталья Рожкова.
Главная цель нового налогового режима для самозанятых – агрегаторы типа «Яндекс.Такси», они должны быть в системе государственных отношений, сказал в феврале глава ФНС Михаил Мишустин (цитата по «Интерфаксу»).
«Нам нужен именно белый рынок – на нелегалов мы не можем влиять», – пишет в колонке для «Ведомости&» Людмила Бокова, первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (подробнее см. статью на стр. 03).
Но для этого еще предстоит увязать налоговое законодательство с транспортным, говорит она. Коллизия в том, что по действующему закону о такси разрешение на таксомоторные перевозки могут получить только ИП или компании, но не самозанятые. Поэтому сейчас таксисты, которые регистрируются как самозанятые в ФНС и платят налоги, перед этим вынуждены получать статус ИП – только так они смогут получить разрешение в такси, которое привязано к автомобилю, а не к человеку. Сейчас закон не позволяет агрегаторам сотрудничать с самозанятыми как с физлицами, констатирует представитель «Ситимобила». «Поэтому мы наблюдаем переходы с ИП на НПД (налог на профессиональный доход), такой статус позволяет во многом облегчить бумажную работу и снять часть налогового бремени», – объясняет он.
«Для таксистов это лишние выплаты и бюрократия, которые обесценивают возможности налогового режима для самозанятых», – говорит Рожкова. Сейчас получить разрешение может ИП, но потом перейти в статус самозанятого, подтверждает председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» Андрей Кудинов. По его словам, ажиотажа эксперимент с самозанятостью у таксистов не вызывает.
Нынешние нелегалы могли бы принести бюджету дополнительно 6 млрд руб. налоговых поступлений, оценивают эксперты Аналитического центра. От легального рынка в этом году в бюджет поступит, по их расчетам, 43 млрд руб.
Сэкономить для себя
Рост рынка будет выше, чем прогнозирует Аналитический центр, считает Рожкова: в прогнозе не учтены замещение поездок на личном транспорте и обеление, в первую очередь как раз через статус самозанятых. Плюсы от легализации перевешивают, уверена она: кроме низкой налоговой ставки у самозанятых нет обязательных платежей и есть возможность пользоваться банковскими продуктами – например, брать кредиты. Нет обязанности сдавать финансовую отчетность, можно получить налоговый вычет от государства, добавляет Кудинов.
На стоимости поездки статус водителя как самозанятого не сказывается, но может отчасти повлиять на чистый заработок водителя, отмечает представитель сервиса «Везет» Зоя Австрийская. «При прочих равных условиях одна и та же поездка стоит для пользователя одинаково. Поэтому у водителя есть стимул становиться самозанятым – что он сэкономит на налогах, то он сэкономит для себя», – объясняет сотрудник одного из агрегаторов.
Перевозчик, который легально работает сам на себя на собственном автомобиле, проявит гораздо больше ответственности за качество предоставляемой услуги, добавляет Австрийская. По ее информации, перевозчики активно интересуются переходом в этот статус.
«Упростить вхождение в профессию таксиста для самозанятых – это разрешить таким водителям получать разрешение на свою личную машину без лишних телодвижений, например без образования ИП», – говорит Рожкова.
Быстро и полностью проблему теневого рынка налоговый режим для самозанятых не решит: с водителями потребуется длительная работа, указывает Николай Кодолов, председатель Московского профсоюза таксистов. Нужно также предусмотреть ответственность физического лица при перевозке пассажиров в такси, медосмотры и механизмы идентификации водителей (сейчас нет возможности проверить данные и водительские удостоверения граждан Евразийского союза), отмечает он.
Обелению рынка поспособствуют телемедицинские осмотры водителей, контроль времени нахождения на линии, введение электронных путевых листов – это важно пассажирам, добавляет Зарипова.
«Рынок может стать легальным только тогда, когда государство создаст благоприятный климат для предпринимательства, чтобы таксистам самим было выгодно выходить из тени», – говорит специалист по связям с общественностью сервиса «Максим» Мария Пухова.