Вклад Стивена Хоккинга в науку не описать словами. Личное мужество и стремление жить продуктивной жизнью также невозможно выразить. Когда опускаются руки нужно вспоминать человека-легенду Стивена Хоккинга, чьим современником посчастливилось быть.
Очередной свой заход на книгу Стивена Хоккинга «Краткая история времени: От Большого взрыва до черных дыр» описывает Церен Церенов.
В этот раз не только прочитал, но и законспектировал. Однако уверен, что остались не до конца продуманные вопросы. Поэтому заход не последний.
В книге С.Хоккинг решил почти обойтись без формул, приведя лишь одно уравнение Эйнштейна Е = mc2. В посте постарался по минимуму использовать понятия из физики. Также решил обойтись без пересказа теорий о том откуда взялась Вселенная или, когда ей придет конец.
Интересы
Человек – это клубок многочисленных интересов.
Книга С.Хоккинга о высшем интересе познания Вселенной, который требует осознания. Потребуется затратить усилия, чтобы постараться понять ход мыслей автора. При этом практической пользы мало, за исключением того, что удовлетворенный высший интерес принесет удовольствие. Удовольствие в процессе познания сложных материй. Книга для непрофессионалов, но основное требование – это любовь к сложности.
Дополнительно интересовал вопрос моделирования Вселенной. Почерпнул ряд идей для популяризации системного мышления. А продемонстрированные в книге методы научного мышления помогли расширить кругозор. Надеюсь, поможет при формировании требований к курсу о научном мышлении, который стоит в планах Школы системного менеджмента на 2020 год.
Что понравилось в книге
С.Хоккинг поименно описал вклад выдающихся людей в понимание об устройстве мира, начиная с Аристотеля. Не скрою, что некоторых не знал или не догадывался о ценном вкладе.
В конце книге автор привел характеристику жизни Альберта Эйнштейна, Галилео Галилея, Исаака Ньютона. Понравился отрывок из сказанного об Эйнштейне: «Жизнь Эйнштейна, по его собственным словам, «делилась между политикой и уравнениями». Ученый отказался стать президентом Израиля в 1952 г., заявив, что слишком наивен в политике. Но действительная причина отказа, наверное, другая.
Цитата Эйнштейна: «Для меня важнее уравнения, потому что политика нужна настоящему, а уравнения – это для вечности».
Теории Эйнштейна преследовались; возникла даже антиэйнштейновская организация. Один человек предан суду за подстрекательство к убийству Эйнштейна (и оштрафован на шесть долларов!!!). Но Эйнштейн сохранял спокойствие, а когда вышла книга «Сто авторов против Эйнштейна», заметил: «Хватило бы и одного, если я был бы не прав!». Это еще один пример выбора интереса. Если предстоит выбор чем заниматься, то занимайся тем, что поможет большему числу людей.
Понравилось как на протяжении всей книги выделяется роль Бога. Вот примеры. Теория о расширяющейся Вселенной не исключает создателя, но вводит ограничения на дату начала его трудов. Когда человек откроет единую теорию, то нам станет понятен замысел Бога. Или вопрос: «Кто создал Создателя?».
Оценил юмор, из серии «физики шутят». Вот как С.Хоккинг описывает одну историю: «Говорят, в начале 20-х годов один журналист сказал крупнейшему специалисту по теории относительности Артуру Эддингтону, что слышал, будто в мире всего три человека понимают общую теорию относительности. Эддингтон, выждав паузу, сказал: «Я думаю – кто же третий?».
Главные содержательные выводы
Вывод первый: объяснение связи абстрактного мира и реальности.
В книге показывается ретроспектива изменения общепринятого мнения о картине мира. Речь идет не только об известных Птолемеевой модели Вселенной и теории относительности, но и о теории струн, кварках или квазарах.
Столетиями люди заблуждались, при этом жестоко наказывали пионеров нового знания. Основная причина - религия. Но также и с биологической точки зрения личная картина мира для человека диктуется интуицией. И эта картина непротиворечива и верная. Сложно представить Землю круглой.
Интуиция и «слова» помогли человеку стать царем природы. Юваль Ной Харари в книге «Сапиенсы» говорит о когнитивной революции, которая выделила человека из других животных на Земле. Человек стал на высшую степень эволюции за счет лучшего, чем любое другое животное, моделирования реальности. Природа поработала над биологически встроенным в человека моделером. «Слова» или, как пишет Юваль Ной Харари, воображаемые понятия помогли человеку быстро реагировать на изменения в мире. Описанные словами идеи формировали большие сообщества по интересам, которые могли «свернуть горы».
Тем не менее от описываемой Ной Харари когнитивной революции прошли десятки тысяч лет, за которые человек не сильно продвинулся в описании Вселенной. Прогресс в понимании устройства мира ускорился, когда человек смог:
- руководствоваться не только интуитивными моделями реальности;
- выносить из головы в реальность схемы или описания мира. Другие люди смогли проверять и опровергать данные модели.
Теория – это модель части Вселенной и набор правил, связывающих понятия (слова) из этой теории с физическим миром.
Появилось понятие «теория». Первые теории все еще грешили интуитивным подходом. Можно сказать, что башня из стоящих друг на друге черепах, несущих на себе плоскую Землю, такая же теория, как и теория суперструн.
В книге С.Хоккинг указывает требования к хорошей теории: «во-первых, она должна точно описывать широкий класс наблюдений в рамках модели, содержащей несколько произвольных элементов, и во -вторых, теория должна давать определенные предсказания относительно результатов будущих наблюдений».
Связь идей Ю.Н.Харари с выводами С.Хоккинга о понятии теория показывает насколько важно для человека умение связывать понятия абстрактного мира и физического мира реальности. По сути, это умение посмотреть на физический мир, далее быстро его смоделировать, и потом выдать решение. Вид человека разумного выиграл конкуренцию за счет биологического моделера, в основе которого лежит интуиция и умение оперировать понятиями из абстрактного мира.
Системное мышление – это базовая компетенция, которая помогает моделировать реальность и привносить в реальность сложные инженерные системы. Онтологика – помогает удерживать связь абстрактного и физического мира. Вместе они помогают разбираться в многочисленных теориях и методах.
Системное мышление и онтологика – это тоже самое конкурентное преимущество современного человека, коим были «интуиция и слова» для первых сапиенсов.
Вывод второй: физика и развитие контринтуитивности
Древнему Homo sapiens интуиция и умение работать с абстрактным миром помогли выиграть конкуренцию с другими видами людей и животных. История изучения Вселенной показывает, что контринтуитивность единиц людей определило сегодняшнее состояние мира. Научная революция связана с появлением лучших моделей описания мира. Новые модели мира или новые теории существенно обогатили абстрактный мир человека.
Умение создавать теории позволило человеку думать контринтуитивно, что позволило делать сложные технологичные системы. Выйти в космос и изучать Вселенную не только с Земли.
Физика – это парадоксальная наука, которая изучает физический мир, но при этом подчас заставляет забыть об интуиции. Наоборот, предлагает думать контринтуитивно. Хотя интуиция обычно основана на физической практике. В свою очередь, чтобы начать думать контринтуитивно нужно сделать модель в абстрактном мире.
При прочтении интересно замечать приводимые контринтуитивные примеры для непрофессионала. Так между делом С.Хоккинг пишет: «всматриваясь во Вселенную, мы видим ее в прошлом».
Вывод третий: о принципах развития теорий.
Физическая теория носит временный характер пока когда-нибудь очередной эксперимент не войдет в противоречие с этой теорией. Философ Карл Поппер указывал, что необходимым признаком хорошей теории является то, что она позволяет сделать предсказание, которые в принципе могут быть экспериментально опровергнуты. Принцип научного мышления гласит, что нельзя быть уверенным в том, что в следующий раз эксперимент не войдет в противоречие с теорией. Используемые предпринимателем, менеджером или инженером методы или практики – это те же модели мира или теории.
Методы изучения Вселенной, применяемые физиками, переносимы на работу с системами предпринимателя, инженера и менеджера.
В этой связи любая лучшая практика на предприятии носит также временный характер. Поэтому правилом хорошего тона, почерпнутого из научного мышления, будет обязательное формирование условий, когда ведущая практика должна быть заменена на более современную.
На практике часто оказывается, что новая теория на самом деле является расширением предыдущей. Хотя первые теории, построенные на интуитивном принципе, оказывались кардинально неверными. В этой связи можно сделать вывод:
- если интуитивно выработанная из предыдущего опыта практика требует замены, то не надо боятся новые практики, которые полностью противоречат старой;
- если требует замены осознанно поставленная практика, то скорее всего, новая практика будет расширением предыдущей.
До сих пор используется теория Ньютона, так как в тех случаях, с которыми имеет дело человек, ее предсказания мало отличаются от предсказаний общей теории относительности. Она проще, чем теория Эйнштейна. Поэтому нельзя бездумно гнаться за модными лучшими бизнес-практиками. Недавний пример с разрекламированной практикой agile, поставить которую хотела каждая уважающая себя компания. Конкретная практика для предприятия выбирается строго под команду, с учетом стадий жизненного цикла и сочетаемости с уже существующими практиками.
Главная задача практики пропитки – это распространить и увлечь новыми знаниями главных заинтересованных лиц.
История появления новой теория свидетельствует, что поначалу ее разделяют единицы. А противостоят ей не только массы, но и уважаемые члены общества, чье мнение является определяющим. Вероятно, существуют исследования, которые обобщают то как продвигались новые знания до момента их доминирования. Возможно, удастся обогатить практику системного менеджмента, которую называем «пропитка».
Вывод четвертый: связь мозга человека с устройством Вселенной.
Уже вначале цивилизации людям хотели разобраться в том, как устроен мир. По сей день хотим узнать, почему люди существуют и как появились.
В книге С.Хоккинг говорит о конечной цели науки – создание единой теории, которая описывала бы Вселенную. С этой позиции проводятся рассуждения по всей книге. Но при этом автор в одном месте упоминает один фундаментальный парадокс: «Все сказанное о научных теориях предполагает, что мы являемся разумными существами, можем производить во Вселенной какие угодно наблюдения и на основе этих наблюдений делать логические заключения. Но если единая теория действительно существует, то она, наверное, тоже должна каким-то образом влиять на наши действия. И тогда сама теория должна определять результат наших поисков ее же!».
Период изучения человеком Вселенной невозможно сравнивать с незначительным периодом изучения работы человеческого мозга, но есть похожая аналогия. То, что находится у человека «под носом» все еще слабо изучено: принцип работы мозга построен таким образом, что сознание не может «проникнуть внутрь мозга» и посмотреть как же там все функционирует. Природой или законом Вселенной задумано не показывать то, что творится у нас «под капотом». Метафора с машиной используется в психологии для объяснения понятия интроспекции. Водителю (как аналог сознания) необязательно знать, как работает вся машина с двигателем (как аналог мозга).
В этой связи абсолютно не уверен, что человек сможет быстрее понять: как работает собственный мозг или как устроена Вселенная? А возможно, устройство или принципы работы мозга и Вселенной чем-то схожи.
Подвожу итог
С.Хоккинг помогает одновременно удовлетворять высший интерес человека о существовании во Вселенной и решать злободневные проблемы. Мотивация человека Стивена Хоккинга о познании мира и принесении пользы человечеству заряжает на долгосрочную исследовательскую деятельность. На то, что нужно проще относиться к абстрактным целям, но делать то, что должен делать как стейкхолдер, создавая в физическом мире успешные целевые системы. Большинство же в большинстве случаев будет неправо, поэтому нужно находить и дорожить мнением уникальных людей.
Церен Церенов, 12.10.19 https://www.facebook.com/tseren.tserenov
P.S. Ссылка на конспект книги: https://yadi.sk/d/IyGblPd8Qm_BjQ