Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анонимный предприниматель. Королевство кривых зеркал. Окончание.

- Я неоднократно беседовал с представителями малого и среднего бизнеса, и они, как правило, говорили, что хотели бы работать в полном соответствии с законом.

- Все хотели бы работать по закону, если бы это было им по средствам. Экономическая система капитализма такова, что малый бизнес по закону работать не может.

- А как же он работает по закону в других странах?

- Не знаю, я там не проверял законопослушность.

- Я беседовал с зарубежными предпринимателями: у них с законом всё в порядке.

- У меня есть друзья в Литве, они говорят, что там с этим делом очень тяжело.

- В Литве я беседовал с несколькими малыми предпринимателями. Они не понимали вопроса, сколько надо давать денег представителям контролирующих организаций или кому-то из местной администрации (за «крышу»).

- А мне жаловались.

Мои литовские друзья жаловались мне не на то, что им надо за «крышу» платить, а на то, что у них колоссальные проблемы с «легальным» законом. Чего там только они не обязаны делать... В точности не перечислю, но ноют конкретно, это точно. И нарушают, конечно же. Взятку дать - проще и много дешевле. Соблюдение всех западных норм вылетает в такую копеечку, что взятки в сравнении с этим - быстрая и дешевая ерунда. Особенно их бесит экологическое законодательство, но не только... Они ведь не бары имеют, у них другая специфика. Видимо, на этом моменте либо ты меня перебил, либо я сам сбился с мысли. Мы ведь тоже не просто за «крышу» платим, а чтобы глаза закрывали на некоторые вещи... Все остальное - правда.

Надо понять одну простую вещь: чем жестче законы, тем меньше шансов соблюсти их за разумную цену. Нельзя работать по закону, когда это тебе не по карману. Либо у тебя есть средства, и ты их реализуешь. Не в смысле – исключительно денежные средства, а в смысле – вообще средства делать какое-то дело. Есть набор средств – ты их применяешь, если же ты от каких-то средств отказываешься, у тебя их рано или поздно не остаётся.

Простой вопрос: как ты думаешь, сколько, например, баров имеет лицензию на продажу крепкого алкоголя?

- Думаю, меньше половины.

- Процентов пятнадцать. Но ты можешь провести простой эксперимент: зайти в несколько баров и заказать рюмку водки.

- Нальют везде.

- Безусловно. Потому что у водки высокая маржа, и выбора, в общем-то, нет.

- А лицензия такая дорогая?

- Там дело не в стоимости лицензии. Там столько дурацких условий к ней прилагается, невыполнимых для малого бизнеса. Там одна только аренда помещения должна быть на таких условиях, какие я не знаю, кто может выполнить. Если всё это прочитать, становится ясно, что там много чисто юридических казусов.

А непосредственно по деньгам, эта лицензия стоит не так дорого.

- Между прочим, не под диктофон ты сказал, что люди занимаются бизнесом, зарабатывая на этом в месяц 40 – 50 тысяч рублей. Но такие деньги вполне можно заработать, будучи наёмным работником. Так стоит ли заниматься бизнесом, со всеми его рисками, со стрессом и так далее? Не проще ли работать от звонка до звонка и на всё плевать? Между прочим, Алёна Владимирская, известный человек среди руководителей рекрутинговых агентств, недавно поднимала вопрос о том, что к ней обращается энное количество предпринимателей, которые хотят бросить бизнес и уйти в наём.

- Но заниматься своим делом гораздо приятнее, чем работать за зарплату «на дядю» и заниматься тем, что для тебя ни уму, ни сердцу. Примерно за те же деньги.

- То есть речь идёт о психологическом моменте.

- В этой жизни очень многое – психологические моменты.

И потом вспомним, что бизнесмен работает не только на себя: он обеспечивает работой энное количество людей. В первую очередь, тех же самых своих друзей и знакомых.

- Да. Двадцать лет назад я беседовал для журнала «Первая гильдия России», который издавал в своё время наш институт, с известным, ныне уже покойным, экономистом Николаем Петровичем Шмелёвым. И он говорил о социальной роли малого бизнеса: завод «Уралмаш» может дать работу тысячам людей, но он один. А маленькая пекарня, кафе, магазинчик, могут дать работу лишь нескольким людям, но их самих может быть бесчисленное множество.

- И это правда.

- И, как я понимаю, бороться за то, чтобы что-то улучшилось…

- Смотря, что считать улучшением.

- Например, чтобы законы стали умнее и не мешали работать.

- Чтобы стали умнее законы, должна стать умнее та часть населения, которую представляют те, кто эти законы пишет. А это – проект не на одну сотню лет.

Нужно понимать, что сейчас есть один слой населения со своими представлениями о том, как им хотелось бы жить. И этому слою вообще плевать на малый бизнес: им нужна кормушка и порядок. И их понятия о кормушке и, тем более, о порядке резко отличаются от того, что у нас пишут в интернете оппозиционно настроенные граждане.

Допустим, когда в законе пишут, что в каждом заведении общепита должна быть душевая кабина, то по этому поводу могут быть две точки зрения. Первая: это не реально в принципе, и без этого можно обойтись. Вторая точка зрения такова: есть некие недостижимые критерии чистоты и порядка, к которым надо стремиться. А если при этом какое-то количество таких заведений вынуждено будет закрыться, то это даже лучше.

Точно также в любой области малого бизнеса: малый бизнес в принципе нужен тем, кто им занимается, тем, кто пользуется его услугами, и больше никому. Основной массе населения достаточно стандартизированного набора услуг, который им дают Макдональдс и «Пятёрочка», и то Макдональдс они ругают. Зато безопасно.

Сама же проблема, что нельзя сделать что-то своё, для большей части населения латентна.

Можно выйти на улицу и спросить прохожих, с чем у них ассоциируется малый бизнес.

- С ларьками.

- Да, причём чуть ли не половина скажет: с «хач-палатками».

- Продемонстрировав сразу и своё отношение к малому бизнесу, и свой культурный уровень, и кое-что ещё.

- Это уже другой вопрос. Но, прежде всего, это – отношение к малому бизнесу как таковому. И ты этих людей призываешь его защищать? Это так не работает.

А те, за кого они голосуют, не будут реально помогать малому, чтобы ларьки не расплодились, а их популярность у электората…

- С которой уже беда…

- Не упала бы ниже плинтуса. Формальную логику никто не отменял. Никто не станет лишний раз дёргаться самому себе во вред.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости