15-й год мир отмечает этот день различными форумами, акциями, заявлениями.
Россия (на словах) подтверждает приверженность международным принципам и нормам. А как обстоит всё на деле?
Пять лет назад, известный экономист и социолог, Александр Чепуренко, обратил моё внимание на Концепцию обществ со свободным или ограниченным порядком доступа, автором которой является лауреат Нобелевской премии 1993 года Дуглас Норт и коллеги.
Высокоразвитые страны (в основном, представители Европы и Сев. Америки) - носители «Порядка свободного доступа»: где политическая конкуренция обеспечивает свободный доступ на рынки, а экономическая конкуренция – свободное участие в политической жизни, господство права и равное применение обязательств по договору со всеми участниками.
Носители «Порядка ограниченного доступа» - страны Латинской Америки и Восточной Азии (к которым примкнула и Россия), имеют не классовое, а сословное общество. Государство ограничивает доступ, как на экономический, так и на политический рынки, чтобы обеспечить условия для извлечения ренты для ограниченного числа групп интересов и тем побудить их отказаться от прямого применения насилия для охраны прав собственности и активов.
Так в сфере борьбы с коррупцией группа первых стран, где государственная бюрократия – полезная для граждан надстройка, а коррупционные проявления считаются отклонениями от нормы и являются скорее сбоями в достаточно отлаженной системе.
Вторая же группа (включающая и Россию), где государственная бюрократия – правящее сословие, «коррупция» или «блат» - основное средство деловой коммуникации. Это смазка, без которой механизм не работает. Налицо сословно-феодальная система. Формальное равенство субъектов на рынке декларировано, но не поддерживается системой правосудия и правоприменения.
В цивилизованных странах с коррупцией, как дефектом системы, вполне можно бороться, имея четыре ключевых эффективно работающих института: 1.Реальная политическая конкуренция; 2.Независимая судебная система; 3.Независимые СМИ; 4.Система гражданского (общественного) контроля.
Коррупция в современной России – это лигитимированная система «кормлений», ведущая к спайке госбюрократии (при всех противоречиях между разными её группами). Чаще всего эта борьба против мелкого взяточничества на низших ступенях госаппарата, которая подстегивает мелких клерков становиться крупными чиновниками. В обществах с «ограниченным правом доступа» благополучие и успехи каждого определяются местом в системе властно-распределительных отношений.
Таким образом, в современной России, опираясь на нынешнюю государственную бюрократию, в условиях сословной системы, БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ АБСОЛЮТНО БЕССМЫСЛЕННОЕ ДЕЛО!
СИСТЕМУ НАДО МЕНЯТЬ!
Илья Хандриков, председатель Движения «За честный рынок»,
эксперт Национального антикоррупционного комитета