Новости о происходящем в отечественном бизнесе, особенно малом и среднем, напоминают сводки с фронта. Однако далеко не всегда можно твёрдо понять и оценить истинное положение дел.
С просьбой прокомментировать ситуацию в Ленинградской области мы обратились к уполномоченному по защите прав предпринимателей региона Елене Александровне Рулёвой.
- Елена Александровна! К сожалению, о состоянии дел в Ленинградской области известно не так много: она оказалась не в фокусе СМИ. Поэтому первый вопрос: как обстоят дела с карантинными мероприятиями и с состоянием бизнеса? Что не работает по причине антивирусных мероприятий, а что терпит бедствие из-за общей обстановки?
- На мой взгляд, власти Ленинградской области ведут достаточно активно работу по информированию о состоянии дел, просто основная цель – это доведение информации до населения и бизнеса. Губернатором региона оперативно принимаются решения. Делается это точечно и сбалансировано, учитывая пандемическую ситуацию. Там, где не выявлено случаев заболевания, действуют более мягкие ограничения. Возможно, общаться со СМИ в обычном режиме нет времени и сил. А вот в своём Инстаграм Александр Юрьевич практически круглосуточно отвечает на вопросы лично всем обратившимся.
О состоянии бизнеса я могу судить, исходя из поступающей информации от предпринимателей: страдает от вынужденного отдыха, прежде всего, сфера услуг, особенно, где нет наемных работников или их количество минимально – парикмахерские, салоны красоты, косметология и пр. А также торговля непродовольственными товарами (не сетевые магазины), особенно узкоспециализированными, например, постельное белье, одежда, обувь, бижутерия. Крупные и сетевые организации имеют определенную «подушку безопасности», а малый и микробизнес работает «с колёс», часто имеет кредиты, и всего его средства вложены в товар.
- Каковы потери бизнеса на сегодняшний день? Каковы сегодняшние прогнозы на его выживаемость?
- Смотря, что вы подразумеваете под этой формулировкой – падение спроса, невозможность работать – безусловно, наносит ущерб. Кого-то уже запрет на осуществление деятельности в первую неделю привел к необратимым последствиям, кто - то пытается продержаться и ищет возможности сохранить бизнес и трудовой коллектив. Потери мы будем считать потом, сегодня все силы должны быть направлены на поддержку и спасение еще существующего бизнеса. От того какие меры будут приняты как на федеральном, так и на региональном уровне, будет зависеть выживаемость и его судьба. Пока могу сказать одно, принятых мер недостаточно.
- Чем приходится заниматься сейчас уполномоченному по защите прав предпринимателей? С чем конкретно обращается к Вам бизнес? Каковы Ваши личные возможности как бизнес-омбудсмена? Каковы возможности областного руководства? Что оно может сделать без помощи федерального центра в сложившейся ситуации?
- Мы, как и всегда, без работы не сидим, я бы даже сказала, перешли в режим круглосуточной работы без выходных. В первую неделю нерабочих дней, получили шквал обращений от предпринимателей, которым запретили работать в период с 28 марта по 5 апреля. Многие просили разъяснить с каким ассортиментом и как работать.
Встречаются перегибы на местах, когда пытаются запретить работать всем, и тогда мне приходится вмешиваться лично и проводить разъяснительную работу с руководителями поселений или районов и контролерами. Со следующей недели мы ожидаем рост обращений в связи с проверками по соблюдению эпидемиологических норм работающими организациями, перечень которых значительно расширился с 6 апреля.
О возможностях областного руководства, я думаю надо уточнять непосредственно у них, это зависит от множества факторов. Как мы видим на примере нашего региона и информации моих коллег из других субъектов, возможностей и предложений много. Важно выбрать наиболее оптимальные, учитывая региональные особенности бизнеса и возможности местных бюджетов, чтобы они носили не декларативный характер, а позволили помочь бизнесу продолжить деятельность.
- Я просмотрел новостные сайты Ленинградской области и нашёл некоторую информацию о планах и предложениях регионального правительства. Так пишут, что «Ленинградская область - один из первых регионов России, который обратил внимание на проблему самозанятых граждан, которые не подпадают ни под одну программу помощи бизнесу и предпринимателям. Об этом в пятницу, 10 апреля, рассказал в ходе заседания ЗакСа зампред правительства 47 региона Дмитрий Ялов. Всем самозанятым, которые вышли из тени и решили легализоваться или давно уже платили налоги, выплатят 7 000 рублей». Это прекрасно. Но каковы соответствующие планы в отношении малого и среднего бизнеса? Что может получить он?
- Мы также озабочены этим вопросом и уже направили его и ряд своих предложений в адрес Дмитрия Анатольевича, ждём ответа.
- Ещё оттуда же: Дмитрий Ялов заявил, что «на федеральном уровне принята рекомендация субъектам отменить ставку по аренде госимущества муниципального. Мы это решение тоже реализуем. Но мы понимаем, что многие из арендаторов работают не на муниципальном госимуществе, а на частных площадях.
В связи с этим, для того, чтобы поддержать тех, кто пострадал в связи с коронавирусной инфекцией и тех, кто испытывает существенные снижения оборотов своей деятельности, мы предлагаем реализовать следующую меру: для собственников частных помещений, которые предоставляют их в аренду и являются юрлицами (плательщиками налога на имущество) на сумму скидки, которую они дают своим арендаторам, дать льготу по налогу на имущество».
Будут ли ещё какие-то налоговые льготы для бизнеса?
- Пока конкретных документов я не видела, но есть рекомендации пересмотреть коэффициент К2 по ЕНВД, ставки земельного налога. 10 апреля депутаты Законодательного Собрания приняли два законопроекта по изменению налога на имущество организаций и снижению ставки налога по УСН.
- Также Дмитрий Ялов предложил ввести общественные работы для борьбы с экономическим последствиями пандемии коронавируса. Он привёл в пример опыт преодоления Великой депрессии в США. В Ленинградской области, по его словам, такими общественными работами может стать обустройство туристических маршрутов в области - этим могли бы заняться потерявшие работу сотрудники туриндустрии. Дмитрий Ялов пояснил, что эта работа не повлечёт больших физических нагрузок. Когда он предлагает это проводить? Прямо во время эпидемии, или после её окончания? И потом: неужели его прогноз столь пессимистичен, что людей нечем будет занять, кроме такой работы?
Как Вы считаете, что можно будет сделать в этом плане?
- Наверное, на этот вопрос Вам может ответить только Дмитрий Анатольевич, что он имел в виду. Одно могу сказать, что у Ленинградской области достаточно большой туристический потенциал – начиная от исторических объектов до горнолыжных курортов, здесь найдется интересный вид досуга для любого. Скоро лето, многим захочется отдохнуть бюджетно, а учитывая природное разнообразие нашего региона, создание туристических маршрутов может стать прекрасной альтернативой хорошо провести время. Я так же, как и он считаю, что в Ленинградской области туристическая отрасль сможет быстро встать на ноги и продолжить свою работу. Приглашаю и Вас в гости к нам!
Беседовал Владимир Володин.