«Компетентность, подобно истине, красоте и контактным линзам, обретается в глазах ценителя» (Лоуренс Питер).
На жизнь человека можно посмотреть через призму компетенций. Жизнь человека — это результат компетентных или, наоборот, некомпетентных решений. Совокупность всех компетенций человека определяет достижения, ощущение счастья и окружение человека. И даже степень влияния внешней среды на человека зависит от наличия компетенций по быстрой адаптации к новым условиям. Поэтому для формирования личной образовательной траектории хотелось бы разобраться каким компетенциям учиться и в каком порядке.
С рождения человек интегрируется в мир, осваивает широкий спектр компетенций (знаний, умений, навыков). Когда говорят, что учиться придется всю жизнь, то имеют ввиду, что нужно постоянно осваиваться новые компетенции. Полезные компетенции позволяют комфортно чувствовать себя в современном мире, по возможности, делая его лучше. Для понимания чему и как учиться (умения учиться) можно выделить следующие уровни компетенций.
Первичные компетенции — это те, с которых начинается познавание мира человеком. Младенец начинает взаимодействовать с близкими, ползать и потом ходить, говорить и т.п. Выделим первичные компетенции, без которых невозможно обучение и саморазвитие. Например, чтение, письмо, речь, а также психопрактики (управление вниманием, ролевое мастерство, дисциплинированность и т.п.), этика и т.п. Эти первичные компетенции требуются для исполнения роли ученика, способного учиться абстрактному знанию. То есть изучать абстрактный мир знаков, теорий, методов. Некоторые первичные компетенции не особо нужны, если метод обучения — «смотри и повторяй за мной». Но чем сложнее изучаемые дисциплины и больше самостоятельной работы, тем выше требования к мастерству в первичных компетенциях.
Интеллектуальные компетенции — это те, что помогают разбираться с новыми проблемами. Формулировать условия нерешаемых ранее задач и быстро находить решение. При этом, по необходимости, подбирая и осваивая прикладные методы. Это то, что считается главной функцией интеллекта. Интеллектуальными считаем компетенции в онтологике и системном мышлении, в вычислительном и научном мышлении и т.п. Результатом применения интеллектуальных компетенций являются правильно выбранные из всего имеющего нужные знания (или придуманные самим) для решения новой проблемы. Выбрать новое знание — это еще и способность освоить конкретные компетенции специалиста, исходя из жизненной ситуации. В этом случае мы говорим об интеллектуале.
Компетенции специалиста — это те, что помогают делать работу узкому специалисту. Например, операционному менеджеру, инженеру по требованию, коммивояжеру или парикмахеру. Результат работы специалиста — рабочие продукты в виде конкретных документов или систем. Например, прическа или список требований к банковскому приложению. Компетенции специалиста позволяют человеку играть роль деятеля (практика) в конкретной деятельности. Для этого он осваивает конкретную прикладную практику (бухучет, управление проектами, плавание кролем, бережливое производство или стрижка под канадку).
Освоение трех видов компетенций идет сначала по спирали, а потом можно и даже нужно одновременно учиться и развивать компетенции трех уровней. Степень развития компетенций определяется квалификацией или степенью мастерства. Наверное, нельзя говорить, что выделяется только начальная, средняя и высокая степень квалификации. Ведь можно совершенствоваться бесконечно, становясь в глазах окружающих гением.
Взрослые люди со средним образованием имеют, как минимум, начальную степень по трем уровням компетенций. Большинство из нас неосознанно получали первичные и интеллектуальные компетенции в школе и ВУЗе, и до сих пор не совсем понимают их ценность. Далее озабоченные саморазвитием осознанно стремятся «прокачать» свои прикладные компетенции специалиста, мучаются вопросами «где учиться» и «чему учиться», охотятся за новыми best practices, ходят на конференции и посещают трехдневные прикладные курсы. И интуитивно правильно делают. Результат в физическом мире приносят именно прикладные компетенции. Ведь даже работодатель требует мастерства в нужных ему прикладных компетенциях специалиста.
Еще недавно нормы поведения были такими. Молодые люди проходили этапы освоения первичных и интеллектуальных компетенций, чтобы выбрать сложную профессию и освоить ее. Кто выбирал профессию попроще довольствовались средненькой квалификацией по первичным и интеллектуальным компетенциям. Потом уже на имеющемся фундаменте человек совершенствовался в прикладных компетенциях по выбранной профессии. Даже после профтехучилища можно стать токарем 6 разряда, то есть получить высшую квалификацию в компетенции специалиста. Смена профессии до недавнего времени была не распространенной практикой. Поэтому требований к изменению или наращиванию интеллектуальных компетенций не было. В роль ученика вставали по облегченному варианту, без той напряженной работы над учебниками матанализа и сопромата в ВУЗе. Общепризнанное мнение гласило, что «я свои университеты уже закончил«.
Сейчас же прикладные компетенции постоянно меняются, а имеющийся опыт стал чаще обнуляться. Можно быть мастером в токарном деле или в практике SEО-оптимизации, но это не гарантирует быстрого переобучения, если вдруг надобность в вашей компетенции пропадет. Современный мир требует от человека постоянного переобучения, но «отлитая в культуре» модель поведения с прошлого века не поменялась. Интуитивный поиск быстрого повышения прикладной компетенции до сих пор доминирует. Однако, чтобы оставаться востребованным специалистом в современном мире необходимо:
- всегда быть в тренде, то есть знать какие новые практики появляются и будут ли это полезны в вашей деятельности. Не бежать сломя голову, когда лидеры мнений бегут за agile или blockchain, но и не думать, что AI вас еще долго не затронет;
- быстрее остальных осваивать новые лучшие прикладные практики, достигать мастерства в них, опережая конкурентов.
Поэтому тем, кто хочет быть в тренде придется мыслить контринтуитивно. Первое осознание состоит в возрастающей роли интеллектуальных компетенций, поскольку только они позволяют эффективно разбираться, фильтровать и быстро осваивать новые прикладные практики. Здесь простым вспоминаем ВУЗовской программы не отделаться. Ситуацию усугубляет то, что фундаментальные дисциплины с прошлого века тоже поменялись. Например, современное системное мышление кардинально отличается от того, что было в 20 века. Поэтому современные интеллектуальные компетенции придется ставить почти заново. Второе осознание связано с обязательным апгрейдом первоначальных компетенций, без которых сложные дисциплины не берутся. Еще раз вспомните учебу в ВУЗе. Тем не менее, не только взрослые люди, но и вчерашние студенты не осознают необходимость правильной исполнении роли ученика. А потому часто приходится наблюдать безуспешные попытки «наскоком взять» сложные фундаментальные дисциплины. Или вот взять игровые практики в бизнес-обучении. Это не что иное как косвенная помощь взрослом человеку встать в роль ученика. К сожалению, некоторые взрослые утратили компетенцию учиться, а не только держатся за опыт прикладной компетенции. Первичные компетенции некоторым придется тоже ставить заново, формировать умение учиться.
Как показал пятилетний опыт работы Школы системного менеджмента низкий процент освоения онтологики и системного мышления связан в том числе с тем, что многие не понимают сути роли ученика, а даже когда узнают, то не исполняют эту роль по методу. Главный тест: запланировано ли у вас в графике на ближайшие несколько месяцев как минимум 10-15 часов в неделю на обучение? Вероятно, что таких «долгосрочных» планов обучения редко кто строит, или выделяет намного меньше времени, или не может систематически входить в роль ученика, и еще много каких причин.
Для этого в ШСМ решили ввести подготовительные курсы, на которых в первую очередь, можно будет обновить первичные компетенции. Например, повысить мастерство по следующим направлениям:
- управление вниманием: планирование и расписание на среднесрочный период, удержание внимания в течение недели, дня, часа и минут; метасознание для присмотром за собой;
- чтение: от систематического чтения до ведения заметок и далее метакогнитивное чтение (медленное чтение);
- написание: регулярное мышление письмом и тестирование своей модели мира путем открытых публикаций;
- говорение: от понимания чужих моделей мира до представления своей модели мира, исходя из онтики дисциплины, а потом переводя ее на понятный собеседнику язык; мышление проговариванием;
- культура потребления информации и выборе источников;
- личное стратегирование: работа с возможностями и личными системами;
- исполнение ролей (не только роль ученика): понимание разницы между личностью как исполнителем проектных ролей и своим поведением «в роли», вхождение, удержание и выход из роли; понимание человеческих потребностей, которые обуславливают вхождение в роль.
Здесь представлена лишь часть необходимых активностей, чтобы достичь мастерства в первичных компетенциях. Но уже из этого списка видно, что потребуется время для достижения высокой квалификации. В среднем пару-тройку месяцев, плюс минус месяц в зависимости от человека. За это время можно подготовиться к освоению сложных интеллектуальных компетенций. Это можно делать параллельно с освоением системного мышления или какой-то прикладной практики. Однако, нужно осознавать, что функционально в процессе обучения привычка учиться ставится отдельно, то есть нужно отдельно удерживать внимание на наработке мастерства в исполнении роли ученика.
Таким образом, постоянное обучение означает параллельное или спиральное развитие трех видов компетенций — первичные, интеллектуальные и компетенции специалиста. Управление компетенциями — это основа личной образовательной траектории. Совокупность трех видов компетенций и высокий уровень мастерства в них позволяет человеку быть не только востребованным обществом, но и жить интересной жизнью. Так, мастерство в современных бизнес-практиках гарантирует профессиональную востребованность. Интеллектуальные практики помогут реализовать свои интересы в самых разных областях — от спорта до искусственного интеллекта. А осознанное внимание первичным компетенциям позволит системно подойти к процессу саморазвития.