Взрослые люди плохо исполняют роль ученика. Не знают или уже не помнят какими компетенциями должен обладать ученик. Но при этом удивляются почему обучение не приносит результата.
В советское время ставили в роль ученика методом указки и авторитета преподавателя. Сейчас говорят, что студенту нужно ставить пятерку только за то, что у него не было пропуска. А если преподаватель ставит двойку на экзамене, то должен написать объяснительную. Причём объём этой объяснительной больше ответа студента на экзамене. Взрослых же пытаются учить посредством игровой формы))). Ага, прямо как в детском саде отвлекают внимание погремушкой*, чтобы засунуть в рот невкусную кашу.
Можно констатировать, что старые методы постановки в роль ученика - не годятся, а новые - не работают. В этом и есть кризис обучения. И это лишь часть проблем образования, есть же ещё содержательные вопросы чему учить.
Поэтому составляя личную образовательную траекторию нужно проанализировать свои текущие компетенции и далее закрывать выявленные пробелы по следующим уровням компетенций:
Первичные компетенции — это те, с которых начинается познавание мира человеком. Младенец начинает взаимодействовать с близкими, ползать и потом ходить, говорить и т.п. Выделим первичные компетенции, без которых невозможно обучение и саморазвитие. Например, систематическое чтение и формирование заметок, мышление письмом, мышление проговаривариванием, а также психопрактики (управление вниманием, ролевое мастерство, дисциплинированность и упорство, и т.п.), этика и т.п. Эти первичные компетенции требуются для исполнения роли ученика, способного учиться абстрактному знанию. То есть изучать абстрактный мир знаков, теорий, методов. Некоторые первичные компетенции не особо нужны, если метод обучения — «смотри и повторяй за мной». Но чем сложнее изучаемые дисциплины и больше самостоятельной работы, тем выше требования к мастерству в первичных компетенциях.
Интеллектуальные компетенции — это те, что помогают разбираться с новыми проблемами. Формулировать условия нерешаемых ранее задач и быстро находить решение. При этом, по необходимости, подбирая и осваивая прикладные методы. Это то, что считается главной функцией интеллекта. Интеллектуальными считаем компетенции в онтологике и системном мышлении, в вычислительном и научном мышлении и т.п. Результатом применения интеллектуальных компетенций являются правильно выбранные из всего имеющего нужные знания (или придуманные самим) для решения новой проблемы. Выбрать новое знание — это еще и способность освоить конкретные компетенции специалиста, исходя из жизненной ситуации. В этом случае мы говорим об интеллектуале.
Компетенции специалиста — это те, что помогают делать работу узкому специалисту. Например, операционному менеджеру, инженеру по требованию, коммивояжеру или парикмахеру. Результат работы специалиста — рабочие продукты в виде конкретных документов или систем. Например, прическа или список требований к банковскому приложению или само приложение. Компетенции специалиста позволяют человеку играть роль деятеля (практика) в конкретной деятельности. Для этого он осваивает конкретную прикладную практику (бухучет, управление проектами, плавание кролем, бережливое производство или стрижка под канадку).
Источник в facebook, а продолжение данный темы читайте в посте блога Школы системного менеджмента.
P.S.
* Метод «погремушки» достигает цели - сытый ребёнок. Однако, этим методом ребёнка не научить самостоятельно орудовать столовыми приборами. Также игровые формы обучения достигают множества целей (например, приятное времяпрепровождение), но сложным дисциплинам невозможно научиться играючи. То что работает в детском саду - не работает даже в школе, не говоря уже про ВУЗ или в системе переподготовке.