Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Наталья Горячая, руководитель консалтинговой компании, основатель «Делаем бизнес вместе». Не давайте нам того, что не нужно.

О ситуации с малым и средним бизнесом в период эпидемии коронавируса и государственной поддержке предпринимателей мы беседуем с Натальей Горячей.

 

- Наталья, последнее время Ваши материалы активно публиковались в нашей группе в Фейсбуке, посвящённой проблемам малого и среднего бизнеса.

- Знаете, это не я там публикуюсь, Это Владимир Буев меня там постоянно репостит. У меня есть в Фейсбуке личная страница, и есть страница, где я размещаю публикации просветительского характера для предпринимателей и тех, кто хочет ими стать. И эта страница в связи с коронавирусной историей превратилась в площадку для оперативного размещения информации обо всех мерах, в том числе и беспощадных, которые правительство сейчас предпринимает для поддержки предпринимательства.

- Лично я хорошо запомнил Ваш материал об аренде и взаимоотношениях между арендодателями и арендаторами: какими могут они стать в свете последних правительственных решений. Вы анализировали решения властей, и у лично меня сложилось впечатление, что в результате такой «поддержки» арендодатели должны разоряться.

- Я не очень люблю тему арендаторов и арендодателей, потому что сейчас правительство пытается столкнуть их лбами. Оно придумало постановление (не помню наизусть, какой там номер), и Госдума сейчас активно продвигает законопроект, согласно которому арендатор может расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке. Можно подумать, что у нас арендодатели все прямо «в шоколаде». А ведь арендодатель, будь он юридическое лицо или ИП, буквально щиплет арендную плату, благодаря тому, что в 90-е что-то отщипнул в процессе приватизации. Я считаю, что это – не совсем корректное мнение.

- А если перейти от арендаторов к общим проблемам бизнеса?

- Если говорить в общем и целом, то, по состоянию на текущий момент предлагается в качестве антикризисных мер поддержки, правительственный план на 140 страниц, где 500 мероприятий. Я его перевернула вверх дном, инициативы правительства и Госдумы, включая поправки к Конституции: всё это дело я перелопачиваю в первоисточнике. И всё это весьма сомнительно.

Как признался один из чиновников правительства (господин Егоров) в интервью Познеру, они выдают в час по чайной ложке и смотрят: как бизнес-сообщество на это реагирует, как это потом влияет на развитие бизнеса – падает он или не падает. Смотрят, что происходит с безработицей. Если бизнес, с их точки зрения, падает не слишком сильно, значит можно продолжать такие меры поддержки. А можно просто по телевизору кричать, что меры у нас беспрецедентные, и на этом всё закончится.

Мы вот на площадке АСИ продвигаем интересы настоящего бизнес-сообщества, и я считаю, что всего мер должно быть буквально штук пять. Роспотребнадзор должен развернуться в сторону бизнеса. НДС надо уменьшить до 10% для всего бизнеса, работающего на конечного потребителя, поскольку у него очень большой объём затрат, которые не подтверждены входящим НДС. Везде, где фонд оплаты труда больше 25%, НДС надо снижать, в противном случае он становится налогом на прибыль. И налог на прибыль становится, по сути, не 20%, а все 40.

Страховые взносы надо снижать, как это было до 2008 года. Я очень хорошо помню то время, когда вся «малышня», применяющая упрощённую систему налогообложения, платила 14% всех взносов.

- Но это только до 2008 года?

- Да. И среди моих клиентов, а я и в то время занималась бухгалтерским сервисом, практически все были «белые», потому что для микро и малого бизнеса страховые взносы были подъёмными. Были абсолютно нормальные, вменяемые взносы.

- А сейчас, как Вы думаете, многие уйдут в «тень»? И ещё вопрос: недавно в интервью нашему сайту один довольно известный аналитик сказал, что кризис переживут те, кто успел закрыться и копит деньги на открытие после кризиса. Как Вы относитесь к такому прогнозу?

- Возможно, но, если ты закрылся, как ты будешь копить деньги? Если есть другие источники дохода – да. А если это микро-бизнес, то у человека, по сути самозанятого, никаких других источников дохода нет. Если он, конечно, не наворовал очень сильно в 90-е и нулевые.

- Значит, бизнесы, не имеющие подушки безопасности, просто вымрут?

- Я не очень люблю жёсткие установки: кто выживет, а кто нет. У нас есть очень много видов деятельности. У нас есть много особенностей в каждом конкретном бизнесе. У нас может быть два абсолютно одинаковых предприятия, занимающихся, предположим, торговлей мебелью. Они ходят абсолютно по одному маршруту развития: рекламы, маркетинга, всего остального. Но одно выживает, а другое задыхается.

И грести всё это под одну гребёнку: кто в каких условиях выживет и почему, я бы не стала.

Государство – да – должно всем дать равные условия, раздать всем плюшки, чтобы люди не фокусировались на борьбе с Роспотребнадзором, на борьбе с ФНС, а занимались только развитием своего бизнеса.

Налоговая инспекция умеет администрировать налоги. Сейчас предпринимателей надо отпустить, продолжая администрировать. А у нас опять поднимают шум вокруг нацпроектов, вокруг кредитования по 0,2%. Но это же смешно!

Привязали эти кредиты к МРОТу и количеству сотрудников. У меня, например, сотрудников, с учётом всех, кто работает по срочным договорам, 15 человек. Что мне этот кредит? Это всё для телевизора.

Микро-предприятию банк не даст кредит: банк – коммерческая структура, и он всегда смотрит на финансовое состояние компании на предмет получения этих денег обратно. В малом бизнесе этот кредит, привязанный к количеству сотрудников и МРОТу, - это вообще ни о чём. Если это средний или крупный бизнес – тогда это возможно, а малому предпринимателю гораздо легче договориться со своими сотрудниками, что они уходят в отпуск за свой счёт, что он как-то криво и косо им платит, пообещает им какие-нибудь плюшки-ватрушки. Но за кредитом он не пойдёт: зачем ему получать кредит в банке, который надо вернуть, а он не знает, сможет ли это сделать. Откуда я знаю, верну ли я кредит, если получу хотя бы 150 000? Я не знаю этого. И ни один нормальный предприниматель в сегодняшних условиях не знает, вернёт ли он эти 150 000. У нас есть ещё 1–е июля, возможная вторая волна коронавируса, при том, что непонятно, закончилась первая, или нет. Есть слишком много разных факторов, не зависящих от предпринимателя.

У нас очень любят сравнения с Европой, так вот: в Европе никаких неопределённых факторов, кроме коронавируса, нет. А у нас много именно неопределённых факторов, влияющих на предпринимательскую деятельность.

Ещё в середине 2019 года меня просили комментировать проблемы кредитования: вот – меры поддержки малого и среднего бизнеса, кредиты под 6,5 – 8,5%. А я отвечала: какая разница, какой процент? Есть предприниматели, которые готовы взять кредит под 15, под 16 и под 20%, но не могут его взять. Но это можно было говорить тогда, хотя уже в тот момент людей, готовых взять кредит под такую ставку, было очень мало. А правительство пыталось любым доступным способом эти деньги рассовать.

- А зачем это было так необходимо?

- Это – самый простой способ показать, что государство занимается поддержкой бизнеса. А потом, на мой взгляд, в Минэкономразвития сидят люди очень далёкие от предпринимательской среды, а из окна служебного мерседеса мир рисуется совсем другим.

Я, например, вижу всё в другом свете. А я ведь тоже предприниматель, хотя у меня нет таких обременений, как производственные мощности, какие-нибудь комбайны, большой автопарк и сотни сотрудников.

Возьмём, например, правительственную комиссию, созданную в самом начале коронакризиса. Я внимательно просмотрела список людей, вошедших в состав комиссии по малому и среднему бизнесу: там два или три предпринимателя, парочка ИП-шников, кто-то из крупного бизнеса, а все остальные – чиновники. И эта правительственная комиссия не работает.

- Ну, это понятно.

- Я в режиме реального времени слежу за тем, что происходит и в правительстве, и в Госдуме, и в Совете Федерации, и на сайте президента – правительственная комиссия не работает совсем.

Поэтому вся та шелуха, которую мы видим в СМИ, - это всё для домохозяек. Это не для предпринимателей. Если мы говорим сейчас о МСП, то это всё не для него. Это для того, чтобы потом президент в очередном выступлении (как это было в мае) прочитал по бумажке прекрасную фразу: «Мы приняли беспрецедентные меры по поддержке малого и среднего бизнеса». Тогда, услышав её, я захотела спросить: где, где они? Нет никаких беспрецедентных мер поддержки.

Взять, например, 90% предприятий МСП: по 409-му Постановлению у нас все предприятия получили отсрочку по сдаче отчётности. Но только особо пострадавшие получили отсрочку по уплате налогов. То есть отчётность ты можешь сдать через полгода, а налоги должен заплатить сейчас. Зачем мне эта отсрочка, если налоги я должна платить сейчас? Если я выплачу налоги, то я и отчётность сразу сдам.

Наше правительство очень похоже на сварливую бабку, у которой только что родился внук, и она пытается научить своих детей, как правильно за этим ребёнком ухаживать. Вместо того, чтобы послушать родителей и сделать что-то, что ребёнку действительно нужно, она начинает рассказывать, как сама делала это 80 лет назад.

Не надо давать нам то, что нам не нужно, дайте то, что реально поможет выйти из кризисной ситуации.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости