Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Мониторинг кредитования малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ

Чему и как учиться.

«Компетентность, подобно истине, красоте и контактным линзам, обретается в глазах ценителя» (Лоуренс Питер).

На жизнь человека можно посмотреть через призму компетенций (мастерства). Жизнь человека — это результат компетентных или, наоборот, некомпетентных решений. Совокупность всех компетенций человека определяет достижения, ощущение счастья и окружение человека. И даже степень влияния внешней среды на человека зависит от наличия компетенций по быстрой адаптации к новым условиям. Поэтому для формирования личной образовательной траектории хотелось бы разобраться каким компетенциям (мастерству) учиться и в каком порядке.

С рождения человек интегрируется в мир, осваивает широкий спектр компетенций (знаний, умений, навыков). Когда говорят, что учиться придется всю жизнь, то имеют ввиду, что нужно постоянно осваиваться новые компетенции (мастерство). Полезные компетенции позволяют комфортно чувствовать себя в современном мире, по возможности, делая его лучше. Для понимания чему и как учиться (умения учиться) можно выделить следующие уровни компетенций (мастерства).

Первичные компетенции (мастерство собранности) — это те, с которых начинается познавание мира человеком. Младенец начинает взаимодействовать с близкими, ползать и потом ходить, говорить и т.п. Выделим первичные компетенции, без которых невозможно обучение и саморазвитие. Например, чтение, письмо, речь, а также психопрактики (управление вниманием, ролевое мастерство, дисциплинированность и т.п.), этика и т.п. Эти первичные компетенции требуются для исполнения роли ученика, способного учиться абстрактному знанию. То есть изучать абстрактный мир знаков, теорий, методов. Некоторые первичные компетенции не особо нужны, если метод обучения — «смотри и повторяй за мной». Но чем сложнее изучаемые дисциплины  и больше самостоятельной работы, тем выше требования к мастерству в первичных компетенциях. Поскольку нужно полностью владеть собой, собирать себя в кучку, вставать в роль когда это необходимо.

Интеллектуальные компетенции (интеллектуальное или методологическое мастерство) — это те, что помогают разбираться с новыми проблемами. Формулировать условия нерешаемых ранее задач и быстро находить решение. При этом, по необходимости, подбирая и осваивая прикладные методы (практики). Это то, что считается главной функцией интеллекта. Интеллектуальными считаем компетенции в онтологике и системном мышлении, в вычислительном и научном мышлении и т.п. Результатом применения интеллектуальных компетенций являются правильно выбранные из всего имеющего нужные знания (или придуманные самим) для решения новой проблемы. Выбрать новое знание — это еще и способность освоить конкретные компетенции специалиста, исходя из жизненной ситуации. В этом случае мы говорим об интеллектуале.  

Компетенции специалиста (мастерство специалиста) — это те, что помогают делать работу узкому специалисту. Например, операционному менеджеру, инженеру по требованию, коммивояжеру или парикмахеру. Результат работы специалиста —  рабочие продукты в виде конкретных документов или систем. Например, прическа или список требований к банковскому приложению. Компетенции специалиста позволяют человеку играть роль деятеля (практика) в конкретной деятельности. Для этого он осваивает конкретную прикладную практику (бухучет, управление проектами, плавание кролем, бережливое производство или стрижка под канадку).

 

Освоение трех видов компетенций (мастерства) идет сначала по спирали, а потом можно и даже нужно одновременно учиться и развивать компетенции трех уровней. Степень развития компетенций определяется квалификацией или степенью мастерства. Наверное, нельзя говорить, что выделяется только начальная, средняя и высокая степень квалификации. Ведь можно совершенствоваться бесконечно, становясь в глазах окружающих гением.

Взрослые люди со средним образованием имеют, как минимум, начальную степень по трем уровням компетенций (мастерства). Большинство из нас неосознанно получали первичные и интеллектуальные компетенции в школе и ВУЗе, и до сих пор не совсем понимают их ценность. Далее озабоченные саморазвитием осознанно стремятся «прокачать» свои прикладные компетенции специалиста, мучаются вопросами «где учиться» и «чему учиться», охотятся за новыми best practices, ходят на конференции и посещают трехдневные прикладные курсы. И интуитивно правильно делают. Результат в физическом мире приносят именно прикладные компетенции (мастерство специалиста). Ведь даже работодатель требует мастерства в нужных ему прикладных компетенциях специалиста.

Еще недавно нормы поведения были такими. Молодые люди проходили этапы освоения первичных и интеллектуальных компетенций, чтобы выбрать сложную профессию и освоить ее. Кто выбирал профессию попроще довольствовались средненькой квалификацией по первичным и интеллектуальным компетенциям. Потом уже на имеющемся фундаменте человек совершенствовался в прикладных компетенциях по выбранной профессии. Даже после профтехучилища можно стать токарем 6 разряда, то есть получить высшую квалификацию в мастерстве специалиста. Смена профессии до недавнего времени была не распространенной практикой. Поэтому требований к изменению или наращиванию методологического мастерства не было. В роль ученика вставали по облегченному варианту, без той напряженной работы над учебниками матанализа и сопромата в ВУЗе. Общепризнанное мнение гласило, что «я свои университеты уже закончил«.

Сейчас же прикладные компетенции постоянно меняются, а имеющийся опыт стал чаще обнуляться. Можно быть мастером в токарном деле или в практике SEО-оптимизации, но это не гарантирует быстрого переобучения, если вдруг надобность в вашей компетенции пропадет. Современный мир требует от человека постоянного переобучения, но «отлитая в культуре» модель поведения с прошлого века не поменялась. Интуитивный поиск быстрого повышения прикладной компетенции до сих пор доминирует. Однако, чтобы оставаться востребованным специалистом в современном мире необходимо:

  • всегда быть в тренде, то есть знать какие новые практики появляются и будут ли это полезны в вашей деятельности. Не бежать сломя голову, когда лидеры мнений бегут за agile или blockchain, но и не думать, что AI вас еще долго не затронет;
  • быстрее остальных осваивать новые лучшие прикладные практики, достигать мастерства в них, опережая конкурентов. 

Поэтому тем, кто хочет быть в тренде придется мыслить контринтуитивно.

Первое осознание состоит в возрастающей роли методологического мастерства, поскольку только они позволяют эффективно разбираться, фильтровать и быстро осваивать новые прикладные практики. Здесь простым вспоминаем ВУЗовской программы не отделаться. Ситуацию усугубляет то, что фундаментальные дисциплины с прошлого века тоже поменялись. Например, современное системное мышление кардинально отличается от того, что было в 20 века. Поэтому современное методологические мастерство придется ставить почти заново.

Второе осознание связано с обязательным апгрейдом первоначальных компетенций (мастерство собранности), без которых сложные дисциплины не берутся. Еще раз вспомните учебу в ВУЗе. Тем не менее, не только взрослые люди, но и вчерашние студенты не осознают необходимость правильной исполнении роли ученика. А потому часто приходится наблюдать безуспешные попытки «наскоком взять» сложные фундаментальные дисциплины. Или вот взять игровые практики в бизнес-обучении. Это не что иное как косвенная помощь взрослом человеку встать в роль ученика. К сожалению, некоторые взрослые утратили компетенцию учиться, а не только держатся за опыт прикладной компетенции. Первичные компетенции (мастерство собранности) некоторым взрослым придется тоже ставить заново. Придется заново осваивать умение учиться.     

Как показал пятилетний опыт работы Школы системного менеджмента низкий процент освоения онтологики и системного мышления связан в том числе с тем, что многие не понимают сути роли ученика, а даже когда узнают, то не исполняют эту роль по методу. Главный тест: запланировано ли у вас в графике на ближайшие несколько месяцев как минимум 10-15 часов в неделю на обучение? Вероятно, что таких «долгосрочных» планов обучения редко кто строит, или выделяет намного меньше времени, или не может систематически входить в роль ученика, и еще много каких причин.

Для этого в ШСМ решили ввести подготовительные курсы, на которых в первую очередь, можно будет обновить первичные компетенции (мастерство собранности). Например, повысить мастерство по следующим направлениям:

  • управление вниманием: планирование и расписание на среднесрочный период, удержание внимания в течение недели, дня, часа и минут; метасознание для присмотром за собой;
  • чтение: от систематического чтения до ведения заметок и далее метакогнитивное чтение (медленное чтение);
  • написание: регулярное мышление письмом и тестирование своей модели мира путем открытых публикаций;
  • говорение: от понимания чужих моделей мира до представления своей модели мира, исходя из онтики дисциплины, а потом переводя ее на понятный собеседнику язык; мышление проговариванием;
  • культура потребления информации и выборе источников;
  • личное стратегирование: работа с возможностями и личными системами;
  • исполнение ролей (не только роль ученика): понимание разницы между личностью как исполнителем проектных ролей и своим поведением «в роли», вхождение, удержание и выход из роли; понимание человеческих потребностей, которые обуславливают вхождение в роль. 

Здесь представлена лишь часть необходимых активностей, чтобы достичь мастерства собранности. Но уже из этого списка видно, что потребуется время для достижения высокой квалификации. В среднем пару-тройку месяцев, плюс минус месяц в зависимости от человека. За это время можно подготовиться к освоению сложных интеллектуальных компетенций (методологическое мастерство). Хотя развивать мастерство собранности можно параллельно с освоением системного мышления или какой-то прикладной практики. Однако, нужно осознавать, что функционально в процессе обучения привычка учиться ставится отдельно, то есть нужно отдельно удерживать внимание на наработке мастерства в исполнении роли ученика.  

Таким образом, постоянное обучение означает параллельное или спиральное развитие трех видов компетенций — мастерство собранности, интеллектуальное или методологическое мастерство и мастерство специалиста. Управление компетенциями — это основа личной образовательной траектории. Совокупность трех видов компетенций и высокая квалификация в них позволяет человеку быть не только востребованным обществом, но и жить интересной жизнью. Так, мастерство в современных бизнес-практиках гарантирует профессиональную востребованность. Интеллект поможет реализовать свои интересы в самых разных областях — от спорта до искусственного интеллекта. А осознанное внимание мастерству собранности позволит системно подойти к процессу саморазвития. 

P.S. На заседании методсовета ШСМ 23.06.20 принято решение о замене понятия «компетенция» на «мастерство». Поэтому в тексте к слову «компетенция» добавлено слово «мастерство».

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости