Как связать психологию и системное мышление? Научный статус психологии долгое время являлся предметом дискуссии, сегодня психология представляет собой скопление различных фактов, теорий, предположений и результатов большого числа экспериментов о поведении людей. В свою очередь, системное мышление опирается на точный инженерный подход, с помощью которого возможно делать системное описание сложных технических систем, но исключительно инженерными методами не описать человека и системы из людей.
Хотелось бы иметь симбиоз некоторых достижений психологии и системного мышления, которые позволили бы подойти к человеческой жизни как к системе. Было бы круто совместить гуманитарный и технический взгляд на жизнь: работу, семью, обучение и саморазвитие, воспитание детей, общение с друзьями, хобби, спорт и другие интересы. То есть сформировать такие мыслительные модели, а в некоторых случаях шаблоны мышления. Успех и счастье – это рукотворные продукты. А следовательно, к ним можно применить инженерные методы. В частности, инструменты для моделирования жизни отдельного человека вместо формулирования общих для всех правил или принципов, которые даются в гуманитарной литературе. В этом посте рассмотрим понятие «человеческие потребности» из гуманитарной сферы и понятие «роль», на котором строится системное мышление.
Начнем с того, что внутри человека возникает «нечто», что приводит человека к действиям. Это нечто возникает как результат физиологических и психических процессов в организме человека, некоторые из которых обусловлены влиянием социальной среды. Например, захотелось пить или появилось желание купить модные джинсы. В психологии вводятся термины для обозначения этого «нечто». Наиболее распространен термин «человеческая потребность» или «потребность человека», который используется в пирамиде Маслоу. Тем не менее более свежие теории свидетельствуют, что неудовлетворенность или дефицит чего-то приводит человека к действию.
Чтобы описать понимание человеком своих и чужих потребностей или неудовлетворенности в психологии выделяют такие понятия как чувства, ощущения, эмоции и другие. Понимание потребностей проходит на неосознанном или осознанном уровне. Человек подчас не может определить потребности, а некоторые из них возникают на биологическом уровне. Тем не менее с возрастом накапливается опыт различения жизненных моделей и ситуаций, а соответственно человек лучше начинает понимает себя и других людей. В психологии выделяются практики самоосознания, самонаблюдения, рефлекции и тп., которые помогают выявлять свои потребности. Четкое понимание своей неудовлетворенности (потребности) — это первый шаг к их осознанному действию.
Для описания действия человека в системном мышлении вводится понятие «роль». Понятие роли дает возможность обсуждать не самого человека, а ролевое поведение человека в какой-то системе. Ролевые поведения менеджеров, инженеров, логистов и т.п. отдельно изучается и записывается в книгах (прикладные практики) по менеджменту, инженерии или логистики. Различение человека и играемой роли означает, что человек входит в роль, выходит из одной роли и переходит в другую. Например, можно запланировать подъем в 6:00, чтобы пойти на пробежку. Но если вы не проснулись, то значит в роль бегуна не вошли или не встали. Также человек может застревать в роли и вовремя не переключаться на другие роли. Например, думает о работе перед сном или просматривает ленту соцсети на семейном обеде. Вхождение и исполнение ролей требует отдельного поставленного ролевого мастерства по исполнению определенной практики.
Исполнение роли по практике влияет на удовлетворение человеческих потребностей. Хорошее исполнение роли закрывает текущую неудовлетворенность, а плохое может привести к психичеким проблемам из-за неудавшейся попытки. Поэтому, чтобы получать удовлетворение потребности требуется мастерство исполнения роли. Увлеченный делом человек — это тот, кто хорошо исполняет роль и получает тем самым удовлетворение доминирующей потребности. Согласно Михай Чиксентмихайи, такой человек находится в «потоке», он действует по практике в порыве неосознанной компетентности. Насильственная постановка в роль — это когда человек исполняет роль не по своей воли или через силу, т.е. эта роль не связана с потребностями или несколько потребностей находятся в противоречии. Например, подневольный труд или нелюбимая работа, которая удовлетворяет потребность в выживании, но исключает потребность в саморазвитии.
Таким образом, получается одна из схем, увязывающая психологию и системное мышление. Человек чувствует свою человеческую потребность, а потому встает в роль, посредством которой удовлетворяется потребность. Далее, ролевое обсуждение идет по линии системного мышления. При этом удовлетворенность человека рассматривается исходя из психопрактик.
Схема работает даже когда человек не осознает потребность и инстинктивно встает в привычную роль. Осознанное понимание схемы помогает связать выявленные потребности и правильно подобранные роли. Человека можно рассматривать как совокупность ролей, играемых в течение жизни. Перечень этих ролей определяется потребностями, на которые влияет внешняя для человека среда. Психопрактики помогут управляться с потребностями (желаниями или неудовлетворенностями), которые удовлетворяются только, если человек встанет и хорошо исполнит роль. А вот выбрать и исполнить роли по отношению к определенным системам помогает системное мышление.
P.S. Исходя из представленной схемы можно разобрать разные жизненные ситуации, а также увязать между собой некоторые психопрактики, методологические дисциплины и прикладные практики. Вот список тем для рассмотрения:
- привычки — это автоматическое исполнение ролей при возникновении определенных потребностей. Хорошим привычкам нужно учиться понимая потребности, которые они закрывают, а также понимая прикладные практики, которые стоят за соответствующей ролью;
- интеллект позволяет ориентироваться в выборе ролей для удовлетворения определенной потребности, чтобы учесть другие интересы, которые так или иначе будут затронуты выбранной ролью;
- выбор роли — это этический вопрос, ведь для удовлетворения одной и той же потребности можно выбрать разные роли. Например, чтобы получить признание можно стать пропагандистом на госТВ, а можно выбрать сложный путь создания общественной ценности;
- возникновение и конфликт потребностей: человек желает чего-то достичь или хочет избежать проблем или потому что у него образовался дефицит чего-то; внешняя среда как катализатор уже существующих потребностей или первопричина формирования потребностей;
- контроль и формирование собственных потребностей через создание условий для появления позитивных и устранения негативных потребностей. Например, снижение просмотра ТВ и соцсетей, но увеличение потребления качественного контента;
- человек сливается и не доводит дело до конца потому, что не получает удовлетворения потребностей от игры по роли. При этом человек, скорее всего, не понимает, что постановка роли требует инвестирования времени, изучения теории и тренировки мастерства;
- воспитание человека — это «выучивание» определенных ролей, которые приняты в соответствующей культуре, а развитие человека — это формирование мастерства (собранности, усиления интеллекта и прикладного мастерства), что расширяет перечень возможных ролей, а значит увеличивает шансы на удовлетворение потребностей;.
- когда человек не знает чего хочет, то это не вопрос потребностей, а скорее всего, того, что он не знает ролей, которые могут удовлетворить множество его потребностей. Поэтому «не знаю чего хочу» можно перевести так: не знаю как удовлетворить обычные человеческие потребности, ума не приложу с чего начать и не вижу траекторию достижения результата;
- удовлетворение человеческих потребностей происходит за счет различного рода вознаграждений. Например, оплата за хорошую работу, признание со стороны других людей, чувство выполненного долга и тп. Размер вознаграждения обусловлено ролевым мастерством. А страстная увлеченность своим делом появляется потому что удовлетворяются определенные человеческие потребности;
- осознанный выбор роли, включающий этап тестирования, поскольку редко получается сразу исполнять роль. Для тестирования выделяется время, в рамках которого изучается дисциплина (теория) и проводятся тренировки по освоению технологий;
- когда человек не может встать в роль ли постоянно заставляет себя встать в роль: либо не понимает связь этой роли с потребностью, либо время занимает другая роль и соответствующая более приоритетная потребность, либо роль исполняется плохо и человек не получает удовлетворения.