Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анна Демидова, директор образовательного центра «Наша школа «Все вместе». Не-школа, не бизнес, но и то, и другое. Часть первая.

После очередной «оптимизации» нашего государственного среднего образования, увеличившей наполняемость классов, фактическую нагрузку учителей, количество заполняемой отчётности, многие родители обратили своё внимание на частные школы. Разумеется, речь идёт о людях, имеющих финансовые возможности обучать своих детей платно.

Однако частные школы, имеющие лицензию, берут весьма солидную плату за свои услуги: одним из основных критериев, которые учитываются при выдаче лицензии, являются помещения, соответствующие государственным стандартам. Аренда таких помещений стоит дорого, чтобы её окупить, необходимо и определённое количество учеников в каждом классе, и определённые суммы оплаты за учёбу. Скажем прямо, это могут позволить себе далеко не все.

Это привело, во всяком случае в Москве, к появлению такого явления, как семейные школы, или не-школы.

О том, что это такое, как живут не-школы, как решают свои бизнес-проблемы, мы беседуем с директором образовательного центра «Наша школа «Все вместе», по сути, той самой семейной школы, Анной Демидовой.

 

- Анна! Года два назад мне довелось беседовать с директором российской частной школы в черногорской Будве, и по окончании беседы она сказала: я в первый раз услышала, что частная школа – это бизнес. А школа у неё существует не один год. Но открыла она школу фактически для своих дочерей, одна из которых уже вот-вот её закончит.

При этом она не считала, что занимается бизнесом, поскольку школу на тот момент в определённой мере содержал её муж (сейчас не знаю, может быть, она вышла на самоокупаемость).

- Я это понимаю.

- При этом в школе учатся дети, то есть оказываются платные образовательные услуги (два года назад их, увы, было не так много, чтобы выйти на рентабельность), школа даёт работу учителям – все признаки малого бизнеса налицо.

Есть такое понятие – «семейная школа»: кто-то открывает школу для своих детей, детей своих друзей и их знакомых. Это – небольшие школы, отвечающие чаяниям определённого круга родителей, готовых их спонсировать. Часть из них потом может стать вполне успешным бизнесом, часть им не становится. Но такие школы, как я знаю, востребованы, и их не так уж мало.

Как я понимаю, Ваша школа из таких семейных школ.

- Совершенно верно. И, по-моему, называть такую школу частной школой неправильно. Когда мы говорим: «частная школа», мы подразумеваем действительно бизнес. Бизнес с лицензией, который контролируется определённым образом и имеет при этом права на льготы и некоторую поддержку от государства. И там одной из основных задач, как у любого бизнеса, является прибыль, а руководители этих школ ищут ту нишу, которая позволит им больше зарабатывать.

- Как правило, больше зарабатывают сильные частные школы, выпускники которых без проблем поступают в вузы, причём не только в российские.

- Да. Они стараются сосредоточиться на вполне определённых моментах, в зависимости от своей клиентуры, от района, в котором находятся и т.д. Это может быть и полу-пансион, и школа полного дня, может быть большая внеурочная деятельность, дополнительное развитие. И работать они будут с теми родителями, которые готовы платить деньги, всю эту деятельность окупающими.

Когда ты организовываешь семейную школу, то, честно говоря, это не называется школа, поэтому даже придуман термин «семейная не-школа». И люди пишут «Не-школа» с большой буквы и через дефис.

Но здесь, всё равно, идёт образовательный процесс, часто на волонтёрских началах, а основной момент – создать некую среду, на которую настроен руководитель. Если он считает, что дети, в первую очередь, должны развиваться эмоционально и интеллектуально, то будут стоять одни задачи, проводиться одни занятия. Если считается, что дети должны заниматься спортом, музыкой, другими развивающими предметами, то собственно учебный процесс в привычном понимании будет проходить три, а не пять дней в неделю, уступая место дополнительным предметам. Кто-то делает акцент на навыки, и там очень большая проектная деятельность. А кто-то делает акцент на знания, и тогда такие семейные школы по факту превращаются в те же частные школы, только без лицензии. Поэтому учащиеся здесь дети должны аттестоваться в каком-то другом месте. Но родители в этом случае понимают, что всё держится на устных договорённостях и моральных ценностях руководителя, как правило, тоже мамы, которая, будучи обеспокоена образованием собственных детей, создала эту семейную школу.

В данном случае, поскольку меньше проверок, в школе гораздо больше свободы для творчества. Но и больше свободы для каких-либо махинаций, поэтому здесь может присутствовать профанация и отсутствовать какое бы то ни было образование.

- Всякое бывает.

- Да. Такую школу надо хорошо понимать, чтобы в неё прийти.

- Но ведь приходят, и чем дальше, тем больше: государственные школы не устраивают уже очень многих людей.

- Образование сегодня страдает невероятно, недовольство родителей тем, что происходит в государственных школах, очень сильно растёт, и они ищут альтернативу. И родителей, не желающих отдавать своих детей в государственную школу, с каждым годом всё больше. Особенно это касается родителей маленьких детей, которые должны пойти в первый класс, а до сих пор ходили в хороший детский садик или вообще сидели дома с мамой.

Кто-то из таких родителей отдаёт ребёнка в частную школу, уже имеющую имя (а таких в Москве немало), но это может быть очень дорого. К тому же наша образовательная система сейчас очень не прозрачна, поэтому, ни государственная, ни частная, ни семейная школа может не соответствовать требованиям родителей. Повторюсь, им надо искать школу для своего ребёнка, а будет ли та или иная школа таковой, зависит от личности её директора, от того, какие конкретно преподаватели там работают.

- Анна, поскольку мы с Вами акцентируем внимание на так называемых не-школах, давайте честно скажем: каждая из них фактически является сателлитом какой-то имеющей лицензию школы. Той школы, в которую её ученики зачислены на заочное обучение (при этом не так важно – частной или государственной). И эта школа присылает в течение года целый ряд официальных проверочных работ, которые Ваши ученики выполняют наряду с другими учащимися «головной» школы. И таким же образом сдаётся ОГЭ, ЕГЭ и т.д.

- Ситуация следующая: закон позволяет родителям отдавать своих детей на очно-заочное обучение, и они должны аттестоваться несколько раз в году (или хотя бы раз в год), чтобы получить свою годовую аттестацию. А ещё родители могут написать заявление на семейное обучение, то есть они полностью берут перед государством ответственность за образование своего ребёнка. В последнем случае ребёнок должен пройти аттестацию трижды за всю свою школьную жизнь: в конце четвёртого, девятого и одиннадцатого классов. Это даёт не-школам возможности для манёвра.

Есть не-школы, которые централизованно прикрепляются куда-то, и у них есть аттестующая их учеников школа.

- Насколько я знаю, Вы поступаете именно так.

- Да, в нашей школе так сделано. А есть школы, где это пущено на самотёк, и родители решают все вопросы самостоятельно. При этом одни родители хотят контролировать учебный процесс и к аттестации относятся серьёзно. Они хотят, чтобы знания ребёнка серьёзно проверялись. Другие родители таких проверок не хотят: они считают, что это – стрессовая ситуация, которая не так уж необходима. Они знают, что ОГЭ и ЕГЭ надо будет сдавать в любом случае, своим учителям они полностью доверяют и могут не аттестоваться в течение нескольких лет, находясь на семейном обучении и переходя из класса в класс безо всяких проверок. И в итоге в начале 9-го класса, когда пробные работы по ОГЭ пишутся всей страной, им могут быть преподнесены серьёзные сюрпризы. Это могут оказаться проблемы школы, или проблемы ребёнка, о которых школа молчала, - возможна масса вариантов.

Родители должны знать, каковы задачи школы, которую они выбирают, и совпадают ли эти задачи с их личными. Дело в том, что существует целый пласт не-школ, называющих себя «мягкими» школами. Там занятия проводятся в очень мягкой форме (я бы сказала: ознакомительной форме). Дети там не сидят за партами, у них мягкие пуфы, яркая мебель, красивые ковры, много раздаточного материала. Они могут подробно что-то изучать, например, смотреть на яблоко и с точки зрения биологии, и с точки зрения геометрии, и сточки зрения литературы. И это, несомненно, очень интересно, это развивает, но к образованию может иметь косвенное отношение.

- Не верите Вы в теорию Джона Дьюи. Но в такие школы отдают своих детей родители, считающие, что им нужно именно это. Главное – чтобы они не ошиблись.

- Да. В такие «мягкие» не-школы принимают детей, которым трудно сидеть за партой, им всё время требуется движение, нужно ходить, ползать. Они могут сидеть под партой, на пуфе, на ковре. И то, что таких детей всё больше, - очевидно. Наша система образования требует коррекции, поскольку всё больше детей, не укладывающихся в понятие «норма».

Но «мягкие» не-школы, развивая вашего ребёнка, могут при этом не дать ему образование. Хотя, если мама знала, куда и зачем она отдавала своего ребёнка, претензий не будет. Главное, чтобы она всё знала заранее.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости