В мои руки попала база данных небольшого предприятия с оборотом около 30 млн. рублей в год, 7-8 сотрудников. Еще в середине нулевых или даже в 2010-х я бы ничего не сказала, изучив данные компании. Таких компаний как эта сотни и тысячи и что делать им в текущих условиях не понятно ни им, ни мне, ни государству. Не, государство, конечно, знает что делать : продолжать выдавливать из компании налоги в соответствии со средними, безопасными, отраслевыми показателями.
Я не знаю в какой момент произошло то, что стало причиной существования массы бизнесов, смысл деятельности которых сводится к тому, чтобы получать прибыль за счет экономии на налогах. Странно звучит, но многие предприниматели не знают размер маржи ни на единицу продаваемой продукции, ни в среднем, ни за месяц, ни за год. Бизнес приносит им какой-то доход, за счет которого они живут. Такой бизнес обычно либо не растет, либо растет, но так, что сам владелец не может объяснить причины его роста. Если компания будет платить все положенные налоги, то уйдет с рынка через месяц, оставив за собой шлейф из долгов, кассовых разрывов, невыплаченной зарплаты и прочих радостей.
Существование таких компаний обусловлено способностью руководителя и(или) бухгалтера оптимизировать НДС и прибыль. А чтобы компания стала прибыльной, надо увеличить маржу на 25, а то и 40%, но только кто купит по такой цене?
Вот ключевой вопрос: покупательская способность тех, ради кого бизнес строился.
Сегодня в ходе заседания рабочей группы по нацпроекту МСП мы обсуждали меры поддержки того самого МСП.
Говорили о кредитах, о финансовой поддержке в целом, о разных KPI для чиновников, ответственных за разработку и внедрение мер поддержки.
Я обычно внимательно слушаю всех участников дискуссии и редко когда беру слово сама.
Люблю слушать, потом на ус мотаю, а затем , через какое-то время выдаю пакет мер, которые созвучны тем, кто сам в бизнесе, кто вышел из 90х, кто не знает что такое проводной телефон и черно-белый телевизор, кто прошел выездные проверки и допросы в ОБЭП, кто банкротился или бил горшки с партнерами и начинал все с нуля.
Мне очень легко смотреть на любые идеи чиновников, помощников и советников, ибо я внутри, а не снаружи.
Мне не нужны никакие награды и не за KPI вкладываюсь.
Мы долбимся в закрытые двери, нам рассказывают о том, что на меры поддержки выделено n млрд. рублей и правительственные органы наблюдают за реализацией мер пошагово и выдают нам по чайной ложке чтобы мы не захлебнулись в деньгах.
Сегодня я высказала свою позицию на тему нашей дискуссии. Для меня очевидно, что заваливать льготным финансированием МСП, который не видит будущего…какого будущего… бизнес не верит в завтрашний день, что уж говорить про какое-то абстрактное будущее, которое у многих уже не настанет никогда или в ближайшей перспективе точно.
Так вот понимая, что бизнес не может и не хочет брать кредиты под выплату зарплаты сотрудникам, которые завтра им окажутся ненужными, для меня становится очевидным, что мы стоим перед тремя важными вопросами, решив которые, дадим бизнесу тот самый рывок, о котором много говорят, но никто его еще не видел:
1) стимулирование потребительского спроса,
2) налоговые послабления и прозрачность с одновременной налоговой амнистией,
3) регуляторная гильотина.
Сколько бы мы ни вкачали в бизнес денег, какие бы красивые рапорты ни писали банки и корпорация МСП о выданных миллиардах денег, бизнесу девать их некуда и не будет настоящего оборота денег в экономике, если население не поверит в то, что если оно сегодня купит что-то важное для себя, для семьи, для детей, то завтра оно сможет позволить купить себе еще что-то.
Да, у людей есть наличные, да, многие сняли деньги с депозитов и положили деньги под подушку или купили то, что давно хотели купить. Но реального спроса нет. Он весь задушен коллективной депрессией, умноженной на неверие в завтрашний день. Людям нужна вера.
Нужен повод улыбнуться завтрашнему дню.
Бизнес не будет вкладываться в производство нового не только потому, что не знает купят у него это завтра или нет, но и потому, что налоговое ведомство вышло на тропу войны и фискальные инспекторы голодные после отмены моратория.
Старые долги висят над бизнесом и повиснут еще больше после того, как возобновится процедура принятия решений о проведении выездных проверок. Налоги собирают не только с текущих доходов бизнеса, но и за три последних года. Бизнесу нужна опора. Да, хороший бизнес опирается на себя, но не тогда, когда его на 3 месяца закрыли, а потом выдали безумные рекомендации чиновников по постепенному выходу из короаканикул.
Федеральный закон, который был подписан недавно про старт регуляторной гильотины, вряд ли заработает без воли на то тех людей, от которых его реализация зависит. Слишком много чиновников всех мастей и рангов кормятся за счет проверок, инструкций, штрафов, бонусов, регламентов и откатов. А взять и одним росчерком пера отменить все древние инструкции и указания, методические рекомендации и ГОСТы силы нет.
Смелости нет. Решительности нет.
За это ведь можно и по шапке получить.
Поэтому бизнес продолжает делать бизнес не благодаря, а вопреки.
И каждый день, каждый раз, когда приходит такой предприниматель с вопросами о том, как жить дальше и что могу для него сделать, я стою перед выбором: помочь двигаться в том же направлении или попытаться донести до него другие варианты другой картины мира, в которой есть место и налогам, и своей прибыли, и ценности, которую ты как предприниматель принесешь обществу.