Не факт, что вторая волна осенью принесет кризис неплатежей и спроса, однако системные проблемы российской экономики все же придется решать. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев.
Ситуация в экономике выглядит сейчас более удовлетворительной, чем в апреле-мае, но впереди возможен кризис неплатежей и сокращение спроса. С таким мнением в ходе форума "Сильные идеи для нового времени" выступил декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Аузан. По его словам, нынешняя ситуация не дает повода обольщаться – осенью может прийти вторая волна коронавируса, которая принесет новые системные проблемы.
"Возможны новые удары мирового кризиса, потому что вторая волна пандемии может вызвать новые сокращения спроса", - заявил Аузан. О второй волне, которая, возможно, придет осенью, говорят и российские вирусологи. Однако они подчеркивают: за полгода коронавирус неизбежно мутировал в сторону ослабления, так что масштабных последствий не ожидается. Многие при этом надеются на вакцину, которая уже производится в России и скоро начнет массово распространяться.
"Судя по тому, как переболели я, моя семья и знакомые, о второй волне эпидемии можно говорить уже сейчас – она стартовала после снятия первых карантинных мер, - отмечает Буев. – И большинство людей переносят заболевание бессимптомно или достаточно легко. При этом, если смотреть на статистику, в России ежедневно фиксируется все меньшее количество заболевших и умерших от COVID-19. Потому ужасов второй волны может и не случиться – все закончится в ближайшие недели.
Но если говорить о влиянии эпидемии на экономику России, то ситуация действительно не оптимистичная. Ведь в начале этого года коронавирус лишь послужил толчком для проявления давно копившихся проблем. В основном они состоят в том, что спрос на товары и услуги в стране снижался до непозволительно малого уровня. А эпидемия только усугубила этот процесс. Так что полностью проблемы не решены до сих пор".
Спрос не балансирует предложение
Аузан отметил, что возможная вторая волна пандемии может вызвать новые сокращения спроса. И, по его словам, мы проходим не экономический, а цивилизационный кризис, поэтому он "не лечится обычными средствами". "Я, как и большинство экономистов, считаю, что российское правительство дало недостаточно денег бизнесу и населению. С моей точки зрения, нужно было не меньше 6 трлн дать, а по данным министерства экономического развития, чуть больше 3 трлн выделили", - указал эксперт.
"Закрылся целый сектор экономики. У вас в организме печень не работает, поэтому даете вы кислород, подкачиваете вы кровь – это надо делать, но к выздоровлению это не ведет. У вас спрос с предложением не соединяется, потому что сфера услуг не работает", - отметил декан. Он подчеркнул, что очень верной в этом кризисе является политика правительства в отношении цифрового сектора - снижение налогов для IT-компаний, развитие цифровой занятости.
"Действительно, ситуация со спросом и предложением сильно разбалансирована – явно видно, что россияне предпочитают экономить и откладывать крупные покупки. Единственное, в чем они себе не отказывают после снятия карантинных ограничений – отдых. Люди массово рванули в Турцию и на местные курорты, стремясь восполнить негативные впечатления после самоизоляции. Но в остальном спрос все же мог быть куда выше.
Проблемы и с предложением – новых автомобилей не хватает на покупателей. Сложилась ненормальная ситуация в экономике, и от государства сейчас потребуются усилия, чтобы ее сбалансировать. Может быть, среди мер будут новые финансовые вливания в бизнес или поддержка налогами и преференциями. Так или иначе предпринимательским кругам и обществу нужна база для выравнивания спроса и предложения", - подчеркивает Буев.
Мировой протекционизм и глобализация
Аузан отметил, что мир попал в новый турбулентный период мировой истории, в котором закладываются долголетние траектории, по которым пойдут страны. По его словам, этот кризис привел к серьезным институциональным изменениям, и в ближайшие 5-7 лет глобализация будет сокращаться, но затем вновь пойдет вверх. Однако в краткосрочной перспективе мы увидим усиление протекционизма.
"Мы вошли в фазу платформенного капитализма. Цифровые компании и в 2018 году по капитализации в первой десятке занимали 8 мест, но сейчас они выросли колоссально", - отметил эксперт. По его словам, это не просто рост компании, это другой тип организации правил, которые выполняются технологиями искусственного интеллекта. К слову, о переходе мировой экономики в новый технологический уклад говорят и профессора ведущих финансовых университетов мира.
"Действительно, мир охватывают новые тренды, однако впадать в пессимизм все же не приходится. Экономика Евросоюза – это глобальная система. Альянс Евразийского экономического союза – другая. США глобально экономически связаны со всем миром. Таких платформ десятки, и они взаимодействуют друг с другом. Так что тренд на глобальную экономику никуда не денется.
И протекционизм тоже понятие условное. В России популярна продукция марки "Айфон", заместить своей мы ее не можем. И протекционизм тут ничем не поможет. Страны мира увязывают друг с другом цепочки производства и продажи, создавая глобальную конкуренцию. Так что беспокоиться об обрушении мировой экономики из-за протекционизма все же, на мой взгляд, сегодня не приходится", - заключает Буев.