В текущей ситуации потребительская способность в стране настолько мала, что налог, который изначально по задумке должен уплатить конечный потребитель, уплачивает только производитель и цепочка поставщиков товара (работ, услуг).
Мы как будто подвисли: производство еще работает, а покупать некому.
Если каждое звено цепи будет платить установленные законодательством налог и уплачивать его в соответствии с рекомендациями Минфина в части определения безопасного размера вычета по налогу, то итоговую сумму за единицу продукции (товара, работ, услуг) конечный потребитель в сложившейся экономической ситуации заплатить не сможет.
Чем больше фаз проходит товар от стадии производства до прилавка магазина (или иным способом до конечного потребителя), тем выше может быть сама ставка налога. До 2008 года мы замечали активный рост занятости в частном бизнесе, в т.ч. в сегменте МСП, было много посредников как в оптовой торговле, так и в цепочке строительного и иных подрядов.
В конце 2008 и далее в экономике начал происходить и сейчас мы продолжаем наблюдать сужение рынков, вытеснение субъектов МСП с рынка поставки продуктов в торговые сети, в строительном бизнесе, в IT и других. Пока цепочка от производителя до потребителя была достаточно длинной и на ее пути уплачивались налоги, платилась зарплата сотрудникам, производились расходы на содержание офисов и складов, ставка НДС 20% была уместной.
Высокая ставка НДС может быть крайней мерой, целью которой является кратковременное покрытие выпадающих из бюджета доходов, однако если поставлена задача увеличить количество занятых в частном бизнесе, то ставка налога должна быть снижена в том числе для стимулирования спроса.
Налоги повышаются обычно в двух случаях:
1) чтобы сдержать внутреннее производство и сбалансировать соотношение спрос-предложение,
2) пополнить выпадающие доходы бюджета.
Сейчас, когда товаров в магазинах в отличие от ситуации конца 80-х в избытке, потребители не готовы их покупать из-за высокой степени неопределенности. Следом за этим может последовать спад производства, которое в стране и без этого не велико.
Администрирование налога, выстроенное Минфином и ФНС с 2015 года, позволяет добиться неотвратимости уплаты налога всеми без исключения плательщиками этого налога.
Поступление налогов за последние 5 лет выросло в 1.4 раза (https://www.rbc.ru/economics/21/11/2019/5dd652309a79476cfefdf2f0), в 2019 году ненефтегазовые налоговые доходы в бюджет выросли на 18%. Обеление и качественное администрирование налога позволило в прошлом году увеличить поступления НДС на 16,7%.
Итак, я вижу две основные причины для снижения ставки по НДС:
1) стимулирование внутреннего производства,
2) снижение итоговой нагрузки тех видов бизнеса, где безНДСная составляющая велика, что по сути превращает 20-процентный налог на прибыль в 40%.
Какие еще есть причины для того, чтобы снизить налог, чтобы стимулировать людей заниматься бизнесом? Понятное дело, что одним только снижением НДС не обойтись и благодаря лишь ему мы не сделаем тот самый рывок, но ...