Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Лия Султанова, заместитель директора частной школы по развитию, выпускница. Школы системного менеджмента.

Мы продолжаем знакомить наших читателей с работой Школы системного менеджмента. Сегодня мы беседуем с ещё одним выпускником Школы - Ли–й Султановой.

 

- Лия, давайте начнём с Вашей работы. Первый вопрос вытекает из Вашей должности: у Вас такая большая частная школа, что она может позволить себе директора по развитию?

- Интересное соотношение позиции и масштаба школы. Но эта должность – не показатель масштаба школы или количества детей. Это – показатель того, что наш учредитель готов предоставить школе возможность иметь отдельного человека, который не был бы погружен в основные рабочие процессы, а мог бы обеспечивать стратегическое планирование и развитие этих процессов.

- То есть у школы есть учредитель, готовый помогать ей средствами для нормального функционирования и развития.

- Мы не думаем в таком формате: у нас несколько иная философия и другой подход. Учредитель обеспечивает школе разные возможности, не только финансовые, а школа реализует эти возможности на благо наших воспитанников.

- Это понятно, но известно, что небольшие школы страдают от недофинансирования, влекущего за собой целый ряд проблем вплоть до невозможности получить лицензию и аккредитацию. В результате у нас очень много так называемых «нешкол».

- Вы знаете, у меня свой взгляд на эти проблемы, основанный на предыдущем опыте работы. Я была директором частного детского сада в центре Казани. Мы не полагались на деньги инвестора или деньги государства, а считали, что должны заработать деньги на развитие и максимально эффективно их использовать.

- Но сад – не школа: он не должен выпускать молодых людей с высокими баллами ЕГЭ, позволяющими поступать в престижные вузы.

- Давайте посмотрим на это с точки зрения системного мышления: что производит сад и что производит школа. Если говорить системным языком, мы как бы изменяем часть человеческого мозга, и вопрос состоит в масштабе и конкретных навыках, которые мы изменяем. Если мы говорим про детский сад, то это 170 предметных, 30 субъектных и 6 универсальных навыков. Если же брать школу, в частности нашу, то только по окончании первого класса гарантированы 300 предметных навыков и около сотни навыков субъектных. И любая организация, занимающаяся образованием, производит навыки.

Этот результат можно замерить, как результат любого производства. Например АвтоВАЗ производит столько-то машин в год, так и школа производит конкретные навыки конкретных детей.

- После такого вступления пора перейти к Вашей учёбе в Школе системного менеджмента. Давно Вы закончили Школу?

- Моё первое знакомство со школой состоялось в 2018-м году, когда я прошла свой первый платный курс «Системное мышление».

Потом я прошла курсы «Системный менеджмент и стратегирование», «Антологика и коммуникация» и «Образование для образованных» . И, честно говоря, я учебник просто не выпускаю из рук, он и сейчас у меня на столе лежит.

- То есть Вы закончили несколько разных курсов.

- Да.

- Вы выбирали себе курсы, понимая, что сейчас Вам нужно это, а теперь вот это?

- Не совсем так. Когда я в 2018 году пошла на курс «Системное мышление», то выбрала его, поскольку это был онлайн-курс. Я очень хотела попасть на «Антологику», но в тот период этот курс был только очным и только в Москве, а я в то время жила в Казани. Поэтому пришлось изменить порядок прохождения курсов. А в этом году, переехав в Москву, я получила возможность учиться очно.

- Как бы Вы определили: что Вам дала Школа? Оправдала она Ваши ожидания?

- Школа не только их оправдала, но дала мне больше, чем я ожидала. Тот самый случай, когда получаешь больше, чем хочешь.

Когда я шла учиться в Школу системного менеджмента, я просто хотела понять, какие процессы можно быстрее автоматизировать у себя в садике. Я рассчитывала узнать новые методы описания процессов, и эта цель была достигнута. Но в процессе обучения моё мышление поменялось полностью. Я начала видеть проектные роли, понимать, какие у этих ролей интересы. Самым большим открытием для меня было, что мне как директору нужно мыслить не только процессно и видеть не только свой садик, но и то, как развивать целевую систему. А чтобы её развивать, её нужно описать, нужно разделить все навыки на части и понимать, что эти части могут отличаться от целого, от общей конструкции.

- Как полученные знания и навыки помогли Вам в работе? Тем более, что за это время Вы её сменили.

- Скажу честно, работу я сменила потому, что разошлась с предыдущим учредителем в стратегиях: тот садик, который я сделала, был уже настолько пронизан технологиями, что дальше было возможно только масштабирование. Надо было открывать ещё один садик, за ним ещё один, делать школу, университет… Стратегия должна была идти в масштаб. А учредителя устраивал тот масштаб, который был. И я приняла предложение от другого образовательного учреждения, где была такая же стратегия, как у меня.

Более того, здесь выше сложность системы: в детском садике – 200 навыков, в школе – 13 тысяч. И это, учитывая, что у нас учатся дети с ограничениями физического характера. А мне интересно работать в сложной системе, в частности в той, где у ребёнка есть разные ограничения и сложности.

При этом на предыдущем проекте у меня практически все процессы, начиная от телеметрии и заканчивая искусственным интеллектом, были в цифре. Вообще, мы были первым садиком, внедрившим искусственный интеллект.

Системное мышление позволило мне настолько эффективно отладить операционные процессы, что управление садиком было уже с телефона.

- Поскольку Вы работаете в школе. Вопрос такой: Церен Церенов в рамках Школы системного менеджмента подготовил курс для школьников. Как вы считаете: это нужно?

- Я считаю, что это не просто нужно им, но и важно: речь идёт о другом типе мышления. Эта система позволяет навести понятный и чёткий порядок среди творящегося хаоса.

- Лия, что бы Вы посоветовали людям, размышляющим, идти им в Школу системного менеджмента, ли не стоит?

- Взрослым людям, или детям?

- Взрослым людям. Начнём с них.

- Знаете, у меня сыну 12 лет, но он такой развитый и упёртый. И вот мы во время изоляции остались в квартире со своими учебными процессами. У меня была возможность наблюдать за его уроками, у него – за моими. Мне очень понравились его история и география, а он слушал Анатолия Левенчука, Церена Церенова, наши методические дискуссии. И вот каков был сделанный им вывод: «Я сначала думал, что это инфо-бизнес типа «Синергии» или «бизнес-молодости», но потом понял, что это единственные люди, которые реально меняют мышление и помогают реально разобраться в сложных вопросах».

И я думаю: если ребёнок смог понять такую сложную вещь, как системное мышление, то взрослому это сильно облегчит жизнь в нашем сложном мире.

 

Беседовал Владимир Володин.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости