Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Мониторинг кредитования малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ

Лия Султанова, заместитель директора частной школы по развитию, выпускница. Школы системного менеджмента.

Мы продолжаем знакомить наших читателей с работой Школы системного менеджмента. Сегодня мы беседуем с ещё одним выпускником Школы - Ли–й Султановой.

 

- Лия, давайте начнём с Вашей работы. Первый вопрос вытекает из Вашей должности: у Вас такая большая частная школа, что она может позволить себе директора по развитию?

- Интересное соотношение позиции и масштаба школы. Но эта должность – не показатель масштаба школы или количества детей. Это – показатель того, что наш учредитель готов предоставить школе возможность иметь отдельного человека, который не был бы погружен в основные рабочие процессы, а мог бы обеспечивать стратегическое планирование и развитие этих процессов.

- То есть у школы есть учредитель, готовый помогать ей средствами для нормального функционирования и развития.

- Мы не думаем в таком формате: у нас несколько иная философия и другой подход. Учредитель обеспечивает школе разные возможности, не только финансовые, а школа реализует эти возможности на благо наших воспитанников.

- Это понятно, но известно, что небольшие школы страдают от недофинансирования, влекущего за собой целый ряд проблем вплоть до невозможности получить лицензию и аккредитацию. В результате у нас очень много так называемых «нешкол».

- Вы знаете, у меня свой взгляд на эти проблемы, основанный на предыдущем опыте работы. Я была директором частного детского сада в центре Казани. Мы не полагались на деньги инвестора или деньги государства, а считали, что должны заработать деньги на развитие и максимально эффективно их использовать.

- Но сад – не школа: он не должен выпускать молодых людей с высокими баллами ЕГЭ, позволяющими поступать в престижные вузы.

- Давайте посмотрим на это с точки зрения системного мышления: что производит сад и что производит школа. Если говорить системным языком, мы как бы изменяем часть человеческого мозга, и вопрос состоит в масштабе и конкретных навыках, которые мы изменяем. Если мы говорим про детский сад, то это 170 предметных, 30 субъектных и 6 универсальных навыков. Если же брать школу, в частности нашу, то только по окончании первого класса гарантированы 300 предметных навыков и около сотни навыков субъектных. И любая организация, занимающаяся образованием, производит навыки.

Этот результат можно замерить, как результат любого производства. Например АвтоВАЗ производит столько-то машин в год, так и школа производит конкретные навыки конкретных детей.

- После такого вступления пора перейти к Вашей учёбе в Школе системного менеджмента. Давно Вы закончили Школу?

- Моё первое знакомство со школой состоялось в 2018-м году, когда я прошла свой первый платный курс «Системное мышление».

Потом я прошла курсы «Системный менеджмент и стратегирование», «Антологика и коммуникация» и «Образование для образованных» . И, честно говоря, я учебник просто не выпускаю из рук, он и сейчас у меня на столе лежит.

- То есть Вы закончили несколько разных курсов.

- Да.

- Вы выбирали себе курсы, понимая, что сейчас Вам нужно это, а теперь вот это?

- Не совсем так. Когда я в 2018 году пошла на курс «Системное мышление», то выбрала его, поскольку это был онлайн-курс. Я очень хотела попасть на «Антологику», но в тот период этот курс был только очным и только в Москве, а я в то время жила в Казани. Поэтому пришлось изменить порядок прохождения курсов. А в этом году, переехав в Москву, я получила возможность учиться очно.

- Как бы Вы определили: что Вам дала Школа? Оправдала она Ваши ожидания?

- Школа не только их оправдала, но дала мне больше, чем я ожидала. Тот самый случай, когда получаешь больше, чем хочешь.

Когда я шла учиться в Школу системного менеджмента, я просто хотела понять, какие процессы можно быстрее автоматизировать у себя в садике. Я рассчитывала узнать новые методы описания процессов, и эта цель была достигнута. Но в процессе обучения моё мышление поменялось полностью. Я начала видеть проектные роли, понимать, какие у этих ролей интересы. Самым большим открытием для меня было, что мне как директору нужно мыслить не только процессно и видеть не только свой садик, но и то, как развивать целевую систему. А чтобы её развивать, её нужно описать, нужно разделить все навыки на части и понимать, что эти части могут отличаться от целого, от общей конструкции.

- Как полученные знания и навыки помогли Вам в работе? Тем более, что за это время Вы её сменили.

- Скажу честно, работу я сменила потому, что разошлась с предыдущим учредителем в стратегиях: тот садик, который я сделала, был уже настолько пронизан технологиями, что дальше было возможно только масштабирование. Надо было открывать ещё один садик, за ним ещё один, делать школу, университет… Стратегия должна была идти в масштаб. А учредителя устраивал тот масштаб, который был. И я приняла предложение от другого образовательного учреждения, где была такая же стратегия, как у меня.

Более того, здесь выше сложность системы: в детском садике – 200 навыков, в школе – 13 тысяч. И это, учитывая, что у нас учатся дети с ограничениями физического характера. А мне интересно работать в сложной системе, в частности в той, где у ребёнка есть разные ограничения и сложности.

При этом на предыдущем проекте у меня практически все процессы, начиная от телеметрии и заканчивая искусственным интеллектом, были в цифре. Вообще, мы были первым садиком, внедрившим искусственный интеллект.

Системное мышление позволило мне настолько эффективно отладить операционные процессы, что управление садиком было уже с телефона.

- Поскольку Вы работаете в школе. Вопрос такой: Церен Церенов в рамках Школы системного менеджмента подготовил курс для школьников. Как вы считаете: это нужно?

- Я считаю, что это не просто нужно им, но и важно: речь идёт о другом типе мышления. Эта система позволяет навести понятный и чёткий порядок среди творящегося хаоса.

- Лия, что бы Вы посоветовали людям, размышляющим, идти им в Школу системного менеджмента, ли не стоит?

- Взрослым людям, или детям?

- Взрослым людям. Начнём с них.

- Знаете, у меня сыну 12 лет, но он такой развитый и упёртый. И вот мы во время изоляции остались в квартире со своими учебными процессами. У меня была возможность наблюдать за его уроками, у него – за моими. Мне очень понравились его история и география, а он слушал Анатолия Левенчука, Церена Церенова, наши методические дискуссии. И вот каков был сделанный им вывод: «Я сначала думал, что это инфо-бизнес типа «Синергии» или «бизнес-молодости», но потом понял, что это единственные люди, которые реально меняют мышление и помогают реально разобраться в сложных вопросах».

И я думаю: если ребёнок смог понять такую сложную вещь, как системное мышление, то взрослому это сильно облегчит жизнь в нашем сложном мире.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости