Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Поддержать или стимулировать?

На прошлой неделе (хотя по большому счету делаем это с конца прошлого года, когда уже одной ногой вошли в экономическую депрессию) мы с вами оживленно обсуждали отношение чиновников к мера поддержки, которая была оказана бизнесу в период коронабесных каникул.

Давайте посмотрим на полный перечень этих «беспрецедентных» мер и порассуждаем о том, а нужны ли они были, в полной ли мере они отвечали тем запросам, которые мы озвучивали или умолчали, понимая, что они все равно будут не услышаны.

Ну и поговорим о том, что вообще надо делать: поддерживать или стимулировать? И где между этими понятиями грань.
Итак, вот перечень мер, которые были предложены малому и среднему бизнесу.
Будем считать период с 25 марта, когда выступил Президент, и до конца июля, когда по сути чиновники отвалились в креслах своих или арендованных самолетов, отправляясь в отпуск.

1. Отсрочка по уплате налогов на 6 месяцев (кроме НДС).

Во-первых, отсрочка была предоставлена не всем и не по всем налогам. Во-вторых, она не «дружила» с отсрочкой по сдаче отчетности. То есть там, где была отсрочка по налогам, надо было сдать отчетность. Там, где давалась отсрочка по сдаче отчетности, не было отсрочки по уплате налогов.
Во-вторых, что делать компаниям после того, как отсрочка закончится? Платить? А откуда? Если нет выручки или она упала на 40-80%, то налоговые обязательства, как ни крути, по собственной воле предприниматель будет платить в последнюю очередь несмотря на то, что обязан платить во вторую после выплаты зарплаты.
Поэтому отсрочка по уплате налогов это больше про отсрочить смерть, нежели поддержать.
В чем могла быть поддержка? В каникулах. Откровенных, неприкрытых, безоговорочных, настоящих каникулах, когда ставка по всем налогам для всех устанавливается в размере 0%.
И срабатывает принцип: даешь сделать вдох бизнесу – бизнес отвечает бОльшим объемом налогов после.

2. Отсрочка по уплате страховых взносов на 6 месяцев.

Было бы чем их платить после того, как срок действия отсрочки закончился. Это написать легко, что в первую очередь платится зарплата, потом налоги, а потом уже идет расчет с поставщиками и подрядчиками. А тот факт, что иногда если не заплатишь в первую очередь и прямо сегодня поставщику, то завтра ни зарплату, ни налоги платить будет уже нечем.

3. Налоговые каникулы для некоторых отраслей.

4. Мораторий на рост фиксированных взносов для ИП.

Если ИП не может платить фиксированные платежи, то это не про индивидуальное предпринимательство. Это про занятость в виде налога на профдоход. Поэтому можно было ограничиться проведением масштабной просветительской работы, предполагающей разъяснение что можно оставаться ИП, но перейти на НПД и перестать уплачивать фиксированные взносы. А те, кто применяет УСН 6%, платят фиксированные взносы и уменьшают на всю их сумму налог. Поэтому то, что взносы не вырастут это хорошо, но погоды не сделает. Разве что психологически приятно, что об ИП на спецрежимах вспомнили.

5. Мораторий на взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов до 1 июля 2020 года.

Мораторий — это хорошо, однако, что делать после? После того, как он закончился, включилась адская автоматизированная машина по рассылке требований, после чего – рассылка инкассо. При падении выручки и не шибко урезаемых постоянных затратах, которых и до коронакризисных каникул было уже не много, этот мораторий тоже больше про то, что ты умрешь не сегодня, но завтра.

6. Мораторий на банкротство по инициативе кредиторов.

7. Отсрочка на уплату арендных платежей по арендованному государственному и муниципальному имуществу.

А с каникулами по коммерческому имуществу опоздали. Очень сильно опоздали. И оставили козлом отпущения ТРЦ и других арендодателей. В результате столкнули лбами арендаторов и арендодателей.

8. Увеличение авансовых платежей по госконтрактам.

При величине коррупционной составляющей в процедурах по госконтрактам мера неплохая, но не действенная.

9. Прямые выплаты работодателям на выплату зарплаты в размере МРОТ.

МРОТ – 12 130 – это смешно даже за пределами МКАД. Европа компенсировала до 80% зарплат занятых в МСП. А выдавать субсидию на выплату зарплаты, при этом предлагая с нее еще НДФЛ удержать и страховые взносы уплатить это запредельно. Чтобы уложиться и в выплату, и в обязательные страховые взносы, надо было начислять под эту субсидию 9 400 рублей, выплачивать на руки 8 200, а в бюджет обратно отправлять 4 тыс. рублей. То есть 12 130 получаешь, 4 тыс. в виде налогов возвращаешь обратно. Это что за субсидия такая?

10. Рестуктуризация налоговых выплат (предоставление 6-месячной рассрочки/отсрочки) без требования гарантий.

Сколько действует эта льгота, пока не встретила ни одного предпринимателя, который смог бы этим воспользоваться. Будем подавать сами по одному из ИП из особо пострадавших отраслей, посмотрим, чем история закончится. Но можно было бы просто дать рассрочку или отсрочку по заявлению, направленному через ТКС. Без нагромождения процедур.

11. Уменьшение размера страховых взносов с части зарплаты, превышающей МРОТ, с 30 до 15%.

Это лучше, чем оставить как было, однако 12 130, на которые остается прежней ставка по налогу, делает это снижение не «беспредецентым», а небольшим бонусом, который не повлечет за собой ожидаемого повсеместного обеления зарплат, как это было до 2008 года, когда ставка для всех малышей была 14% без нижнего лимита.

12. Реструктуризация кредитных платежей на 6 месяцев.

Закончится 6-й месяц этого бонуса, а дальше что? На общих основаниях? Банку это не выгодно. Ему проще забрать залог и расстаться с должником, чем тянуть этот хвост, который будет тянуть резервы. Поэтому если сейчас не продлить эту меру, то уже к марту мы захлебнемся в волне неплатежей и банкротств предприятий.

13. Кредитование по ставке 0% на поддержку занятости.

Кредитовать в привязке на сотрудника это хорошо для тех, у кого этих сотрудников относительно много. А если мало, то смысла в этой поддержке с учетом бумажной волокиты и рисков нет.

14. Льготное кредитование.
Кто-нибудь видел живьем того, кто получил льготный кредит? Речь идет о тех компаниях, которых пытались получить обычный кредит до наступления коронавирусных каникул. Я - нет. А вы?

15. Субсидирование тела кредита и процентов по нему по кредитам, выданным на восстановление деятельности, ставка 2%.

Привязка к количеству сотрудников и МРОТ на каждого делает этот кредит не инструментов для восстановления деятельности, а сладкой конфеткой в момент, когда в холодильнике пусто. Предприниматели получают эти кредиты не для того, чтобы решить свои реальные проблемы, а для того, чтобы хоть что-то получить и не возвращать…может быть.
Интересно было бы получить кредит под 75-80% суммы уплаченных в 2019 году налогов и сборов (кроме НДФЛ). Вот здесь бы и стимул был для тех, кто их (налоги) платил, и сумма могла быть более интересна, чем МРОТ на 1 сотрудника.

16. Мораторий на проверки.

Проверки по НДС как были, так и не прекращались. А те проверки, которые проводились по 88, 93 или 54.1 статьям, возобновились и возникло ощущение, что налоговики проголодались. Надо выполнять план, добирать то, что было не собрано в период действия моратория. И сам мораторий надо продлять минимум до конца этого года, а то и 2021.

17. Нулевая ставка ввозной пошлины на медицинские и аптечные изделия.

18. Освобождение туроператоров от обязанности платить взносы в резервный фонд.

А что нам надо?

Возможно, вы помните, что в конце прошлого года мы , ступая одной ногой в экономическую депрессию, совместными усилиями составили 14 предложений, позволяющих бизнесу снова подняться. Эти предложения вошли в первый пакет предложенных Президентом мер, однако реализованы они были так, как мы это в итоге увидели: сплошь ограничения, условия, «но» и «если».

Мы сейчас не будем рассуждать о том, почему случилось то, что случилось, а зафиксируем наши потребности, которые есть на текущий момент.
Этих потребностей 11 и суть их ниже:

1. Замена лицензирования страховкой.

2. Снижение ставки НДС до 10%.

3. Увеличение лимита УСН до 800 млн руб и 300 человек.

4. Реальные кредиты по ставке не более 6.5% годовых на 1/3 годового оборота прошлого года. Именно это будет обеспечением возврата кредита. Гасить тело кредита заёмщик может за счёт выплаты налогов и сборов.

5. Отмена требования делать СОУТ для тех, кто работает в офисе.

6. Объявить налоговую амнистию по всем налогам (кроме НДФЛ агента).

7. Продлить мораторий на налоговые проверки до конца 2021 года.

8. Увеличить лимит для самозанятых до 3,6 млн в год.

9. Индивидуальным предпринимателям дать возможность работать через сервис Мой налог в части выдачи чеков.

10. Упростить требования к осуществлению регулируемых видов деятельности, заменить все требования разных органов одной «Белой книгой» , развернуть деятельность контрольно-разрешительных органов в сторону предпринимателей (они должны перестать быть карателями).

11. Смягчение ПОД/ФТ в части правил определения сомнительных операций. Блокировка операций по счету должна осуществляться по решению суда, а обеление компании после отказа в проведении операций межведомственной комиссией должна проходить в более сжатые сроки.

А теперь сравните первые 18 пунктов и вторые 11.
Видите разницу?
Вот в этом разница между поддержкой и стимулированием. Поддержка это дать подышать сейчас, а потом отпустить и гори потом всё ясным пламенем.
А стимулирование – это предоставление таких инструментов, которые позволят бизнесу дышать, жить, развиваться самостоятельно.

Мы не инвалиды.
Мы – предприниматели.
Поддерживать надо тех, кто не может сам.
А мы можем сами.
Единственное, что нам нужно – условия для ведения бизнеса.
Нынешняя ставка НДС 20% это второй слой пирога с налогом на прибыль. Где еще ставка налога на прибыль 40%?

Почему важно снизить НДС?
Потому что НДС это налог на торговлю. Когда ты купил за 10 000, а продал за 12 000. Такая большая ставка – 20% - была актуальна до 2008 года, когда торговых предприятий было много, когда основной заработок у МСП был на процессе купи-продай. Помните тот год, тот кризис? Тогда от общего объема торговых предприятий осталось процентов 30-35. Остальные сгинули из-за неплатежей.
Сейчас есть еще торговые предприятия. И они выживают не за счет добавочной ценности, хотя и это тоже важно, а за счет того, что их поставщик продает только по предоплате, а их покупатель покупает только на условиях постоплаты.
От такой деятельности экономике страны нет особой пользы, разве что рабочие места. А вот от оказания услуг, выполнения работ, производства различных товаров – вот в этом истинная польза.
А услуги и работы это те сегменты экономики, где доля безНДСных расходов настолько велика, что обязанность платить НДС становится для бизнеса невыносимым бременем.

Вкупе с большой ставкой налога и низкой потребительской способностью в моменте это становится бомбой замедленного действия для бизнеса. И именно поэтому бизнес занимается покупкой «бумажного НДС», оптимизирует налог изо всех сил.

Почему СОУТ не нужен в офисах?
Потому что в офисах и с освещением всё хорошо, и конкуренция в компаниях достигла такого уровня, что потенциальные сотрудники могут позволить себе обращать внимание на такие моменты, как комфортность и безопасность рабочего места.
Пришла жалоба от сотрудника в ГИТ о том, что рабочее место невыносимо – сделали СОУТ. А стоимость его должна быть компенсирована в полном объеме тем лицом, которое заинтересовано в этом – государством через ФСС или иные институты.

Почему важно сделать реальную трансформации регуляторной функции государства? Потому что , например, РПН больше похож на Цербера, собирающего в бюджет дополнительные доходы, нежели на инстанцию, которая заботится о жизни и здоровье граждан. Это относится к любому другому надзорному или регулирующему органу.
Необходимо развернуть эти структуры лицом к бизнесу.

А ПОД/ФТ с его издевательскими нормами мегарегулятора, под видом которых банки выдавливают из бизнеса последние деньги, должен быть смягчен для микробизнеса вплоть до запрета совать нос в деятельность ИП и юрилц, доход которых менее 5-10 млн. в год.
Оставьте их в покое.
Они не обнальщики.
Если их деятельность реальна, а это всегда видно по выписке по счету и тому, как разговаривает с банкирами руководитель, то нечего их трогать и доить. Надо просто вникать в деятельность, а не пялиться в методички. Если ваша задача закрыть N счетов, чтобы отчитаться перед ЦБ, то это одна история. А если ваша задача помочь сделать бизнес прозрачным, то переходите на сторону бизнеса.

Где взять деньги на это стимулирование? Чем покрыть недополученные (выпадающие, как говорит А.Силуанов) доходы бюджета?
Погуглила стоимость отпугивателя ворон: от 600 руб за простой и до 78 тыс., если брать лазерный. На всю крышу Белого Дома хватит штук 20. Итого бюджет на это хозяйство 1.5 млн. в год. Зачем тратить на это по 24 млн. в год?
Эти отпугиватели золотые? или по периметру крыши поставят солдат с автоматами для отстрела? Так это уже убийство животных, за это сажать надо, а не деньги выделять, ибо вороны это санитары города. Пусть живут.

Вот так, если посмотреть на все наши расходы, можно обнаружить немало миллионов или миллиардов, которые можно пустить на развитие МСП.
А он не заставит себя долго ждать, он быстро вырастет и даст свои плоды.
Он такой, живучий, быстро растущий, благодарный...
МСП мало денег приносит бюджет, но он есть залог социальной стабильности, которой сейчас так не хватает.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости