Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Почему у нас мало собственного производства? Почему бизнес не развивается? Когда будет второй локдаун?

Это три вопроса, которыми в последние 2 месяца задаются предприниматели, СМИ, эксперты, аналитики. Во всяком случае, именно эти вопросы достаются мне в последнее время.

Предпринимательский и инвестиционный климат не располагают к открытию или расширению производства.
Нет отважных.
Нет безумных.

Взять кредит и не в состоянии быть отдать? Или произвести и положить на склад? Зачем?

К тому же локдаун накрыть может в любой момент, а с жадным до денег правительством и АП сидеть с неприкрытой попой да ещё с кредитами никому не хочется. Ну и спасибо ЦБ, он всячески сдерживает рост экономики за счёт жесткого регулирования рынка корпоративного кредитования.

Кто-то говорит о том, что экономику закрывать нельзя. Кто-то говорит о том, что «пока» не надо это делать, чем вводить в еще больший штопор потребителей. Особо горячие головы предлагают мочить экономику вторым локдауном, чтобы уж если резать хвост, то не частями, а сразу (Яков Миркин).

Что правильно мы не знаем.

Опустим рассуждения о локдауне, ибо мы не знаем истинных намерений тех лиц, что придумали весь этот квест под названием «запомни 2020 год на всю оставшуюся жизнь, но только если сможешь выжить после коронавируса».
Если предположить, что локдауна не будет и мы так и будем болтаться как то г@вно в проруби до той поры, пока вирус сам не уйдет или не растворится в виде антител в организмах большинства выжившего после болезни или ее прямых или косвенных последствий, то нам нужен СПРОС.

Тогда и кредитование корпоративного сектора зашевелится вопреки усилиям мегарегулятора (это я про ЦБ), и бюджет наполнится налогами от МСП в том числе (не путать с теми налогами, которые мы платим сейчас по принуждению со стороны фискальных и других органов). Стимулирование спроса как движущая сила экономики (а не цифровизация и обучение вкупе с социальной казной , как вы подумали) я бы разделила на два основных блока: В2В и В2С.

Поясню: в В2В ступором является плохой инвестиционный климат, большие ставки по налогам (НДС в некоторых отраслях за счет высокой доли безНДСных расходов по сути второй налог на прибыль), кривой закон о государственных закупках, целью которого является платить как можно меньше и как можно позже, налоги на старте (они должны быть равны 0 не только в производстве, но и в стройке, в бытовых услугах, в мелкой рознице и проч.), государственное регулирование (СОУТ, онлайн-кассы везде где только можно и нельзя, лицензирование, маркировка – гори она ясным пламенем, ПОД/ФТ с его размытыми формулировками и т.п.). По сути бизнес зажат между лапами фискальных органов, которые научились качественно доить даже там, где молока не осталось, и низким спросом, а точнее, упавшим и лежащим спросом, который был на критическом уровне, кстати, уже к осени прошлого года. А локдаун весенний его (спрос) добил.

Поэтому в сегменте спроса В2С нужны деньги. Деньги населению. В натуральном виде или в виде различных плюшек, которыми можно пользоваться для того, чтобы расшевелить его спрос.
При этом держать государственные и около государственные монополии в такой крепкой узде, чтобы они даже подумать не могли о том, чтобы повысить свои тарифы ввиду повышения реального (а не на бумаге в отчетах) благосостояния.
Да, чтобы расти, надо тратить.
Я это говорю и себе как предпринимателю, и своим друзьям-предпринимателям.
Если у тебя нет денег на зарплату сотруднику, то вложи последние, но вложи непременно – в рекламу своего бизнеса, предварительно сделав так, чтобы потребителю было интересно у тебя купить даже ему это особо не надо.
Ага, привыкли, что можно на отвали сделать сервис или работать с продажами или рекламациями? Прошло то время, когда это прокатывало. Сейчас за каждого клиента зубами надо бороться.

Если ты стоишь перед выбором оплатить рекламу или зарплату, выбери первое, но со вторым непременно договорись.

Ты должен остаться на плаву любой ценой, при этом существенно повысив ценность и качество своего продукта.
Дерьмо на палочке уже никто не купит.
Ни за дешево, ни за дорого.

Мы научились наконец считать деньги.

Но чтобы расти, нам непременно надо тратить. Кубышка (я про ФНБ) должна быть раскупорена. Иначе это не деньги, а бумага, с которой скоро можно будет просто сходить в клозет.

Нельзя радоваться тому, что кубышка пополнилась за счет девальвации рубля на 600 млрд. за один только месяц, когда на 101-м км от МКАД людям нечего есть. Разве что задача у тебя пополнить ее любой ценой, а дальше хоть не рассветай.

Что делать, если нас не слышат? А если слышат, то не намерены ничего делать с тем, что происходит?
В интервью деловому порталу я сегодня ответила так: «Делай то, что можешь. Для себя, для семьи, для детей. Для бизнеса, для клиентов. Делай максимум и лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня. Невзирая на то, что вовне. Или покупай билет в один конец. Аэропорты пока открыты».

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости