Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

История российского кэша.

Потребность в наличных существует давно. Не берусь судить о том, что было в середине 90-х, ибо тогда работала по найму, однако про период, начинающийся с 97-го года, у меня есть что вспомнить.

Тогда, в середине 90-х владельцы и руководители ТОО и АОЗТ бегали за чемоданами живых денег на строительные рынки и платили за это 0,4-0,7%. Хотя безналичные расчёты были не в почёте. Да и вообще: наличные ходили легко и непринуждённо, в отечественных рублях и долларах. Расплатиться за тонну песка или вагон стиральных машин наличными было обычным делом.

Потом появился налоговый кодекс со своей частью 2 и руководители зачесали затылки.
Добавили статью 199 в УК.
И жизнь заиграла новыми красками.

Стоимость наличных поползла вверх. ОБЭП лютовал, облавы сплошь и рядом. Не проходило недели без информации от друзей или знакомых о том, что где-то кого-то приняли. Офисы стали обрастать серьёзными охранными агентствами , а у руководителей все чаще стали появляться за спиной добрые молодцы с невозмутимыми лицами. Вот тогда школьная качалка стала как нельзя к месту. Но банки по-прежнему бегали за каждым клиентом с предложением открыть счёт, а сам процесс не занимал много времени. Банковскую карточку можно было заверить у нотариуса, некоторые дельцы имели в нижнем ящике стола свою печать нотариуса и, ничего не стесняясь, штамповали однодневки пачками.

Позже к новому году, к 8 марта, 23 февраля и к концу квартала цена существенно подрастала.
Потом падала.
А потом, ближе к 2015 году, перестала падать.

Всегда были 2 основных источника выхода денег : рынки, где ходили только наличные, и банковские площадки.
В нулевые ставка за наличные поползла вверх и достигла 7%.
За большой объём у посредника можно было получить скидку. Это в 2017 году за объём ты не скидку получал, а наоборот да и подождать приходилось.

В начале десятых пошли слухи о том , что учёт НДС автоматизируют.
Кэш снова стал расти в цене.
Площадки стали схлопываться силовыми структурами.
Некоторые банки, которые жили за счёт продажи наличных, переходили в руки сильных мира, а затем, после грандиозного по объёму выхода за пределы страны, топили без права на реанимацию. Заходили в банк из списка за пределами первой сотни, предлагали либо купить за недорого , либо прикрыть - ведь там было за что: в любом небольшом банке было 2-3 кассы. Одна или две работали как обмен валюты и выдача по чеку, а в последнюю приглашал приветливый охранник. Все остальные Банковские охранники было молчаливы и суровы, а тот , что стоял у заветного окошка, всегда был приветлив и одет с иголочки.

В 2012-2014 годах процветала забава по выводу средств через сложные многоходовые операции с картами физических лиц на хвосте.
Компания переводила средства на подконтрольные банкам компании, а затем по специальным реестрам деньги уходили на карточные счета физиков. Все знали, что сервис схлопнется в любой момент, ибо мегарегулятор уже начал войну против мелких банков. Банки, продрожавшие своими силами реализовывать наличные, убрали кассы из отделений и перешли на опцию доставки до двери.
Стоимость сервиса переводов на карты - 3-4,5% - была приятным сюрпризом на фоне 11-13% за выход в кэш с высокой долей неопределённости. Вот только пользоваться таким сервисом могли лишь те, кому наличные нужны только для выплаты зарплаты.
Кое-кто просек что к чему и начал ездить за наличными в регионы. Там на 30-40% они были дешевле. Утром в Сочи, днём на море, вечером в Москву с чемоданом.

Некоторые в целях экономии на процентах пользовались картами доя съёма денег в банкоматах.
Счастливыми обладателями таких карт были бомжи, пьяницы, студенты и просто мало зарабатывающие граждане замкадья. Только не всегда они знали или понимали зачем и кто это делал.

Кстати, о бомжах и пьяницах.
Когда в середине десятых ЦБ объявил войну «однодневкам», появились «оленеводы» и «олени». Точнее, эти люди были и в нулевые, но в 2012-2015 годах они стали миллионерами.
Первые грузили последних в автобусы или в электричку и везли в Москву к прикормленным нотариусам на оформление фирм.
Сначала их регистрировали десятками на каждого и цена такого «оленя» была не велика - 2-3 тыс за 1 фирму.
Потом кое-кто потрезвее понял что к чему и местами цена выросла до 5-10 тыс за одно участие , а количество фирм на одного «оленя» снизилось до 2-3 одновременно с активизацией фискальных и силовых структур в борьбе за чистый бизнес.
«Оленеводы» получали сливки: контролируя весь процесс от регистрации до открытия счета в банке и получения заветных электронных ключей , они делали дубликаты и в самый интересный момент обнуляли счета проданной довольному клиенту компании.
В результате группа товарищей получает не только 100-120 тыс за создание компании при себестоимости в 15 тыс руб, но и 400-500 тыс и больше бонусом за старания.
И ничего никому не доказать.
По статье 159 УК дело не завести, иначе можно пойти по цепочке и присесть рядом.

В 2014-2016 годах мы наблюдали массовую зачистку банковского сектора.
Среда и пятница - дни заседания специальной комиссии по отъему лицензий.
Основными критериями отбора на отъем разрешения на банковскую деятельность были сложности с ликвидностью и нарушение требований 115-ФЗ.
Утром шеф ехал как ни в чем не бывало в свой банк, планируя на день встречи, а приезжал уже не в банк.
А потом появилось АСВ.
Предприниматели в надежде сохранить деньги в день отзыва лицензии пытались сделать переводы на счета физических лиц, открытые в том же банке.
Но чиновники АСВ быстро просекли эту «фишку» и стали отказывать простым смертным в выплате суммы возмещения (началось с 700 тыс , а сейчас - 1,4 млн руб).

В период отзыва лицензии у Мастер-банка (ноябрь 2013 г) рынок наличных сильно потрепало.
Государство потеряло на выплатах около 31 млрд руб.
А сколько потерял бизнес - этого не знает никто.
Полагаю, в десятки раз больше.
Вряд ли кто брался посчитать ущерб рынку наличных в тот момент.

Потом наступил 2015 год.
Следом - электронная сдача отчётности по НДС, потом АСК НДС-2, комиссии по обелению , по разрывам.

Выездных проверок меньше.
Эффективных решений по взысканию налогов - больше.
Кэш не нужен никому.
Все в безнале.
ФНС обрушилась с проверками и особым налоговым контролем на строительный сектор, клининг, ломбарды и торговлю цветметом.
Последних вывели в отдельную категорию с прямой уплатой НДС.
На них как на котятах тестируют новую схему администрирования НДС.
Если признают результаты эксперимента положительными , то это ждёт всех плательщиков НДС уже через два года.
Те, кому нужен кэш, уходят.
Им не выжить.
Осталось чуть-чуть.
А пока наличные можно купить за 16-18%. С ожиданием выдачи 4-5 дней.

По-моему, можно уже книгу писать о том, как развивался и умирал бизнес в России ...

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости