В нынешнем году рынок «Интернета вещей» (Internet of Things, IoT) в России, по оценкам аналитических компаний, немного уменьшится вследствие общеэкономического кризиса, вызванного пандемией. Но в среднесрочной перспективе ожидается, что вскоре он опять выйдет на траекторию устойчивого развития и к 2025 году вырастет на 30%, а число подключенных устройств – более чем вдвое.
«Интернет вещей» – это концепция дистанционного взаимодействия и обмена данными между устройствами и людьми через Интернет в любом месте и в любое время, сформулированная в 1999 году, а возможности «Интернета вещей» в бытовом применении были описаны в 2004-м в ‘Scientific American’. По мнению аналитиков корпорации Cisco, «Интернет вещей» начал распространяться во всем мире в 2008-2009 гг., так как именно в этом промежутке, по их оценкам, количество устройств, подключенных к Глобальной сети, превысило численность населения Земли. А начиная с 2011 года аналитическая компания Gartner помещает «Интернет вещей» в общий цикл хайпа новых технологий на этап «технологического триггера» с указанием срока становления более чем в 10 лет, и с 2012 года периодически выпускается специализированный «цикл хайпа Интернета вещей».
Сегодня IoT – это целая экосистема, которая включает в себя аппаратные средства, сетевое оборудование, программные платформы для обработки и анализа полученных данных, средства хранения данных, а также инструменты для их эффективного использования. Но еще до возникновения IoT на протяжении ряда лет в промышленности, на транспорте, в энергетике и в финансовой сфере складывался достаточно большой рынок устройств межмашинного взаимодействия (machine-to-machine, M2M). Это были проводные и беспроводные системы мониторинга датчиков температуры, уровня запасов, местоположения и др. Они и сегодня используются в банкоматах, платежных терминалах, системах безопасности и охраны, промышленных телеметрических системах, средствах позиционирования подвижных объектов и т. д. В результате средства М2М плавно влились в общую техническую и статистическую картину «Интернета вещей».
Основные направления применения IoT в России
В настоящее время наблюдается переход от отдельных пилотных проектов к более широкому внедрению IoT уже во многих отраслях экономики. «Рынок IoT уверенно растет на 15–17% в год, – говорит директор Ассоциации «Интернета вещей» (АИВ) Андрей Колесников. – Но главное сегодня – сложившееся понимание того, что IoT не цель, а инструмент, который работает только в сочетании с бизнес-процессами».
Цель внедрения IoT – снижение расходов и рост доходов, именно поэтому, чтобы внедрить решения «Интернета вещей», нужно начинать любой проект, рассматривая ключевые расходные статьи. Особенно большие надежды возлагаются на IoT в областях электроэнергетики, ЖКХ и транспорта. Так, в электроэнергетике его применение может привести к значительным изменениям, которые позволят трансформировать традиционную электромеханическую систему в цифровую. Под определение «Интернета вещей» здесь подпадают не только «умные» сети (smart grids), но и «интеллектуальные» счетчики (smart meters).
Новые технологии особенно актуальны для России с ее сложившейся масштабной централизованной системой энергоснабжения, а это свыше 2,5 млн км линий электропередачи, около 500 тыс. подстанций и 700 электростанций мощностью более 5 МВт. В электросетевом хозяйстве более широкое внедрение интеллектуальных технологий могло бы привести к повышению надежности систем и снижению операционных расходов, что позволило бы перейти к управлению сетью «по состоянию», а не проводить ремонты в соответствии с жесткими регламентными сроками.
Однако на сегодняшний день проникновение «Интернета вещей» в российскую энергетику все еще на низком уровне, хотя и есть ряд успешных примеров внедрения интеллектуальных сетевых технологий. Кстати, большая часть нового оборудования (трансформаторы, выключатели и т. д.) обладает системами дистанционной диагностики, рассчитанной на работу в среде IoT. В сфере «умного» ЖКХ уже работают крупные операторы связи, такие как «Ростелеком», «ВымпелКом», МТС и «МегаФон». По оценке последнего, к 2022 году объем этого рынка составит 1,2 млрд рублей. В свою очередь компания «Русатом Инфраструктурные решения» оценивала, что в течение десяти лет только рынок «умных» электросчетчиков может превысить 60 млрд рублей в год, а с учетом контроля тепла, горячей и холодной воды рынок «умного» ЖКХ достигнет 100 млрд рублей.
Элементы сервисов «умного» ЖКХ входят составной частью в более масштабные системы «умных» городов. Борьба за этот рынок обострилась между крупными предприятиями. Так, «Ростелеком» хочет стать оператором проекта «Цифровой город», определенные амбиции на этом направлении есть и у «Росатома». Сбербанк также обозначил интерес к этой теме, заключив соглашение с Orange Business Services и приобретя в нынешнем году миноритарный пакет акций компании «Умный житель».
Главная проблема «умного» ЖКХ состоит в том, что непонятно, кто будет платить за инфраструктуру IoT. Необходимые приборы, мультиплексоры, контроллеры, системы передачи и обработки информации уже представлены на рынке, только вот управляющие компании все еще не торопятся устанавливать счетчики с автоматической передачей данных – для них это пока нерентабельно. «Все проекты решений IoT в этой сфере – не про энергию и не про ИТ, они про деньги и про расходные части бюджетов, – отметил директор АИВ. – Расчетные “найденные потери” после внедрения цифровых систем учета по электричеству и воде составляют 7–12%. Но в особо тяжелых случаях цифра доходит и до 50%. Это KPI бардака и бесхозяйственности, который никто не хочет признавать».
В транспорт «Интернет вещей» проник намного глубже. В отрасли, где протяженность различных видов путей сообщения превышает 1,6 млн километров, а количество грузового транспорта – 7 млн единиц, в принципе невозможно обойтись без систем удаленного мониторинга. По оценке J’son & Partners Consulting, к концу 2019 года в России насчитывалось около 8,4 млн подключенных коммерческих и некоммерческих автомобилей (15-16% автопарка), и, по прогнозам, к 2025 году этот показатель приблизится к 20 млн.
«Интернет вещей» используется и государством с целью организации транспортной системы в России. Так, на его базе построена система «Платон» для взимания платы за проезд по автодорогам грузовиков массой 12 т и более, в которой на конец 2020 года зарегистрированы 481 стационарная рамка системы контроля, 100 машин мобильного контроля и около 2 млн автомобильных бортовых устройств. В 2019-м в масштабах «Платона» собрали 31 млрд рублей платежей. Кроме того, в стране нормативно закреплена обязанность устанавливать системы дистанционного мониторинга и контроля движения транспорта для коммерческих перевозок пассажиров и доставки опасных грузов. В настоящее время заканчивается построение единой федеральной системы мониторинга и контроля пассажирских перевозок автобусами (ЕФС МКПП), однако сроки ее внедрения, вероятно, выйдут за рамки нынешнего года. К примерам государственной политики цифровизации транспорта можно отнести обязанность автопроизводителей оснащать все автомобили системой экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС».
Вместе с тем потенциал внедрения «Интернета вещей» в нашей стране весьма значителен как в железнодорожном, так и трубопроводном и иных видах транспортной отрасли. Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) в ближайшие годы станут ключевыми направлениями развития транспортной инфраструктуры. Ожидается, что «умные» дороги помогут значительно снизить количество ДТП, уменьшить время ожидания на светофорах и общее время в пути. Центр организации дорожного движения правительства Москвы в 2020 году оборудует 400 «умных» перекрестков. В целом среднее время прохождения перекрестка сокращается на 15-20%.
По оценке J’son & Partners Consulting, к концу 2019 года в России насчитывалось около 85 тыс. подключенных устройств дорожной инфраструктуры («умные» светофоры, комплексы фотовидеофиксации и весогабаритного контроля, датчики транспортного потока и т. д.). Ожидается, что, к 2025 году этот показатель вырастет в 1,5 раза. В целом рынок ИТС оценивается в 5–10 млрд рублей.
Между тем IoT в аграрно-промышленном комплексе (АПК) применяется все еще очень слабо, эволюция отрасли находится только в самом начале цифровой цепочки. Факторы, которые сдерживают данный процесс, – финансирование, инфраструктура и кадры. «Только на горизонте 20–30 лет мы увидим, когда сельское хозяйство и АПК, которые на самом деле невозможно рассматривать без сопутствующих отраслей – машиностроения, медицины и др., – станут таким полноценным кластером, встроенным в глобальную цифровую среду экономики», – отметила Анна Никитченко, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства.
Рынок М2М/IoT в России в 2019/2020 гг.
По данным отчета аналитической компании J’son & Partners Consulting, в 2019 году объем рынка М2М/IoT в России достиг 64 млрд рублей, а количество подключенных к глобальной сети WAN-устройств IoT/M2M составило 22,5 млн, увеличившись на 21% по отношению к 2018 году.
Рынок М2М/IoT развивался в России более 15 лет, а отдельные его сегменты, в частности услуг пультовой охраны, существуют уже более 40 лет (на рисунке представлены его показатели за последние пять лет и прогноз до 2025 года). Необходимо отметить, что существуют и другие оценки рынка РФ, некоторые из них почти в 10 раз отличаются от приведенных в данном исследовании.
В отраслевой структуре рынка распределенных систем телеметрии отмечается крайне низкая доля применений IoT для мониторинга и управления промышленным оборудованием и инженерными системами зданий и сооружений. Это происходит на фоне превалирования технических систем безопасности, подключенной инфраструктуры для совершения платежей и систем мониторинга транспорта. Причина такой структуры рынка по сферам применения IoT/M2M, считают аналитики J’son & Partners, в том, что основными драйверами роста количества установленных и подключенных устройств IoT/M2M в России были и остаются обязательные к исполнению государственные программы, среди которых отсутствуют программы по цифровизации промышленности. В этой связи стоит напомнить, что говорил недавно Андрей Колесников, директор АИВ: «Самый важный тренд в IoT сейчас – это промышленный Интернет, сочетание операционных технологий, “Интернета вещей”, систем управления производством и жизненным циклом».
По оценкам IKS-Consulting, объем рынка промышленного «Интернета вещей» (Industrial IoT, IIoT) в 2019 году вырос по сравнению с 2018-м на 4%, до 7,92 млрд рублей, при увеличении объемов производства на уровне 3%. При этом в прошлом году было реализовано 40 крупных проектов, большинство из них пришлось на обрабатывающее производство, добычу полезных ископаемых и машиностроение. Самыми распространенными решениями в области IIoT стали системы мониторинга, управления горнотранспортным комплексом и проекты по технологии «Цифровой двойник завода, рудника, скважины или месторождения».
Так вот, по прогнозу IKS-Consulting, на фоне ожидаемого сокращения производства и урезания бюджетов на цифровизацию инвестиции в IIoT-проекты в 2020 году упадут на 10%, до 7,1 млрд рублей. По мнению Павла Сварника, исполнительного директора центра стратегического развития и цифровой трансформации «ЛАНИТ. Интеграции», предпосылки для развития рынка промышленного «Интернета вещей» в России сейчас отсутствуют. Это связано с тем, что IIoT требует от предприятий существенных капитальных инвестиций, которые в период постпандемии вряд ли будут носить массовый характер. В то же время крупные производственные предприятия, включившие IIoT в свои инвестиционные бюджеты ранее, вряд ли откажутся от запланированных проектов. И, хотя IIoT представляет собой лишь одно из направлений IoT, спад в 2020-м наверняка коснется и большинства других областей «Интернета вещей».
В целом можно отметить, что в 2015–2019 гг. была заложена основа для дальнейшего развития рынка IoT/M2M.
(Окончание следует)