Поэтому на портале проектов законодательных документов в минувший понедельник появился законопроект, инициатором которого выступило Правительство страны.
Документ, зарегистрированный 25 января за № 1099900-7, предлагает внести изменения в статьи 195 и 196 Уголовного кодекса.
Авторы законопроекта считают, что действия лиц, направленные на умышленное доведение компании до банкротства с последующим выводом имущества в свою пользу, представляют реальную угрозу бизнесу и экономике страны.
- В 2019 году в арбитражные суды поступило 146.5 тыс. заявлений о банкротстве, по 81 тысяче дел приняты решения о признании банкротом. Из них по 12.4 тысяч дел в отношении юрлиц и 68.6 тыс. ли в отношении физиков и ИП.
Для сравнения: в 2018 году вынесены решения было 57.3 тысяч дел, из них 13.3 по юрлицам, 44 тыс. по гражданам и ИП.
- В 2019 году общая сумма по банкнотным делам составила 2.2 трлн. рублей, при этом размер удовлетворенных требований кредиторов составил всего 130.7 млрд. рублей.
В 70% завершенных банкротств отсутствует погашение задолженности перед кредиторами, в том числе и перед бюджетом страны, непогашенная задолженность списывается, а виновные в причинении ущерба остаются без наказания.
Правительство обеспокоено такой ситуацией, ибо сведения о количестве преступлений в сфере банкротства и количестве осужденных по статьям 195 и 196 выглядят достаточно скромными:
- в 2017 году зарегистрировано 279 преступлений, в суд направлено только 65 дел,
- в 2018 году зарегистрировано 270 преступлений, до суда дошло 53.
В 2019 году было зафиксировано 282 преступления, в суд направлено 62 дела и всего 204 лица осуждено.
Преступления по статье 195 УК РФ отнесены к числу небольшой тяжести, а срок давности по ним 2 года.
Проект представленного в Госдуму закона направлен на усиление ответственности арбитражного управляющего и ликвидатора за неправомерные действия при банкротстве, также предлагается установить повышенные меры ответственности за неправомерные действия при банкротстве
и преднамеренное банкротство, совершенные с использованием служебного положения, а также группой лиц.
Выявлению бенефициаров преступного бизнеса сопутствует проблема установления умысла последних на достижение общественно опасных последствий.
Не имея формальных связей с предпринимательской деятельностью организации, бенефициары могут ссылаться на то, что они не являются ответственными за организацию бухгалтерского учета лицами и не принимают участие в сделках, которые повлекли причинение вреда кредиторам.
В целях разрешения этой проблемы предлагается исключить указание на субъект преступления юридического лица либо гражданин, в том числе ИП, установить повышенные меры ответственности за неправомерные действия при банкротстве и преднамеренное банкротство, совершенные контролирующим должника лицом либо его руководителем.
Повышение эффективности установления конечных бенефициаров представляется возможным лишь при активном содействии органам предварительного расследования со стороны номинальных руководителей и подставных лиц, - считают авторы закона.
Возможность такого сотрудничества может основываться на предоставлении таким лицам четких правовых гарантий от дальнейшего уголовного преследования.
Поэтому предлагается для лица, впервые совершившего преступление, освобождение от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и расследованию преступления.
* Для любителей почитать первоисточник: законопроект № 1099900-7 О внесении изменений в статьи 195 и 196 Уголовного кодекса Российской Федерации