Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Дин Лейпек, писательница. Как можно рукопись продать. Часть вторая.

Мы продолжаем беседу с Дин Лейпек о том, как в наши дни зарабатывают писательским трудом.

 

- Итак, один из наиболее надёжных видов заработка – написание серий романов. На одном из сайтов, где бесплатно предлагают книги, я видел странные серии в 10 – 15 романов и не мог понять, что это такое.

- А это и есть сериалы. И есть достаточно большая аудитория читателей, готовых платить деньги за то, чтобы получить продолжение прямо сейчас. Более того, есть достаточное количество фанатов, которые готовы поддержать автора. Они не только купят его книжку, но и закинут на его счёт некую премию.

- То, что называется «донат»?

- Да. И ещё накинут наград автору, когда будет следующая продажа. И это – нормальная история. Появилась прослойка людей, которая стала платить в интернете за какую-то услугу, в данном случае – подписку, за доступ к интересному им контенту. В принципе чем больше развивается система электронного взаимодействия, тем больше могут зарабатывать авторы. Но это работает только в определённой нише.

- Ниша большая?

- Даже я со своим фэнтези из неё немного выпадаю, поскольку пишу не по электронному канону: большую часть того, что я пищу, я пишу так, как это интересно мне. Но у меня есть работа, которая приносит мне деньги, и я могу тратить время на написание книг ради своего удовольствия. При этом, правда, какая-то денежка мне за это тоже капает. Выложен у меня на Литресе тот же «Дракон», и я получаю с каждого проданного экземпляра 40% (а не 5%, как получал раньше автор с бумажной книги). Так что сколько-то мне в месяц приходит, хотя я ничего уже для этого не делаю: книжки просто лежат и продаются. И чем больше у тебя книг, тем больше они приносят.

У пишущих быстро авторов хорошая рабочая норма – роман за месяц. Понятно, когда у тебя есть возможность писать на компьютере, худо-бедно, проверяя текст, это вполне возможно. Хотя, на самом деле, книжки выкладываются в «грязном» виде, с массой опечаток.

- Ну, корректор – это особая профессия, и заменить корректора не могут ни компьютерная программа, ни просто грамотный человек – тут нужно особое профессиональное видение текста.

- Но это не смущает аудиторию: она готова читать китайские новеллы в гугл-переводе, и их это не смущает. Это те же люди, что покупали пиратские видеокассеты, чтобы просто посмотреть эти фильмы, пусть и в неважном качестве. Теперь хотят читать топовых авторов.

Сейчас произошли подвижки с изобразительным рядом: если раньше брали в интернете какую-нибудь американскую картинку и ставили её себе на обложку, то теперь часто заказывают обложку у художника. Если ты получаешь за книгу в итоге миллион, почему не потратить 15 тысяч на хорошую обложку. И, конечно, серии с хорошими авторскими обложками читать всё же приятнее.

Более того, довольно много авторов, популярных здесь у нас, переводится на английский и продаётся на Амазоне. То есть они уже выходят на американский рынок.

- И они даже получают за это деньги?

- Авторы получают за это деньги. Другое дело, что перевод на английский стоит дорого, так что это – долгосрочное вложение: пока окупится перевод. К тому же мало кто может проверить, хорошо ли тебя перевели. Но эта история есть, она развивается, есть издательство, занимающееся изданием наших авторов с выкладкой на Амазоне.

Сейчас становится популярным заказ покупателем бумажной книги для себя. В этом случае книга печатается в одном экземпляре, на тонкой бумаге, в мягкой обложке, но по стоимости книги в магазине, потому что нет посредников.

- То есть написание популярных книг сегодня стало бизнесом.

- Причём хорошим бизнесом. Допустим, я существую на сайте, который считается «мальчиковым», а есть ещё сайт «для девочек», и там цифры ещё более высокие. Женская аудитория больше, более готовая покупать книги, а не искать их у пиратов, более щедрая и в целом больше читает. Поэтому «любовные романы» - это золотая жила.

Но основное – Литрес. Это сайт для всех, у них лучший поисковик: если вы прочитали какую-то книгу, вам предлагают ещё что-то похожее (таким образом, не очень популярные авторы попадаются на глаза). Если вы выкладываетесь там сами, то, конечно, можете затеряться, но я выкладываюсь через издательство, а издательства имеют определённые рекламные бонусы при выкладке вначале, которые книжку поднимают, и это уже помогает мне.

Конечно, авторов сейчас очень много, книг очень много, и найти то, что тебе интересно, очень сложно. В этом смысле коммерческие авторы выигрывают, поскольку работают в привычной и понятной нише, и читатель легко может их распознать: он прочитал книжку Васи, а Петя пишет почти такую же. Значит, поклонник Васи получит от книжки Пети такое же удовольствие. И есть целый пул таких авторов, от книг которых он гарантировано получит то, что нужно, чтобы скоротать вечерок.

Разумеется, авторы чуть более оригинальные, чуть более сложные тоже имеют свою аудиторию. Но сейчас, к сожалению, им сложно с этой аудиторией состыковаться – это люди, считающие, что книги, изданные издательствами лучше тех, что выложены в сети, хотя это давно уже не так. Но эти люди чаще всего покупают бумажные книги и просто не знают, что в сети есть ещё много хороших книг, которые бы им понравились. Увы, им сложно их найти.

- А в интернете сейчас лежит немало книг, которые в бумажном виде не найдёшь.

- Да, но, хотя, с одной стороны поиск там упростился, с другой – возникают сложности из-за огромного количества информации. Поэтому, на мой взгляд, должна продолжиться оптимизация поиска. Например, музыкальные платформы уже давно освоили такой вариант общения с пользователем: чем больше ты выбираешь треков и исполнителей, тем больше тебе показывают, с их точки зрения, потенциально интересные для тебя вещи и частенько угадывают. Так можно сделать и на книжных платформах: если вы прочитали Олди и Сапковского, вам можно предложить нового автора, пользующегося успехом у других читателей Олди и Сапковского. Литрес по этому пути уже идёт, и, на мой взгляд, другие электронные площадки могут за ним последовать.

- У меня с Литресом сложные отношения: они с трудом понимают, что предложить человеку, не читающему любовные романы, истории про «попаданцев» и детективы с названиями типа «Девочка-резидент» или «Молоко скиснет завтра».

- Да, Литрес сейчас зациклился на том, чтобы предлагать популярные книги, вместо того, чтобы предлагать непопулярные: популярные люди и сами найдут. Но мне кажется, что в принципе не так уж всё и плохо.

Другое дело, что происходит у нас в мире «большой» литературы. Я, правда, к нему никак не отношусь и смотрю на него с точки зрения читателя. Что-то там копошится. Возможно, у нас в стране слишком мало осталось людей, у которых ещё есть реальные важные духовные ценности и которым надо их транслировать. И это скорее следствие социальных процессов, а не литературных.

Вот раньше, когда были большие государственные издательства, с редактурой, с корректурой…

- Тогда, между прочим, была система сложного сита, которое отбирало книги: одни, например, по трудовой тематике, другие – которые можно продать за границу (и пусть видят, что у нас есть свобода печати), третьи – чтобы издательство не прогорело и так далее.

- Я в основном говорю о беллетристике, поскольку она более живая подвижная и должна ориентироваться на читательский интерес. И ведь это сито исчезло.

- Оно исчезло, когда издательства стали частными и вынуждены жестко экономить средства, выговоры по партийной линии редакторы перестали получать, ГЛАВЛИТ закрыли, а издать самого себя можно стало за свои деньги.

- Более того, можно даже не издавать, а выложить в интернет, и это будут читать. И здесь уже есть два варианта: ты выложил нечто, тебя не читают, и ты задумываешься, не стоит ли учиться писать лучше. И второй вариант: ты написал полную фигню, а это читают. Это читают десятки тысяч людей, и это приносит тебе деньги.

- И ты пишешь следующую фигню.

- Разумеется. Конечно, даже такой автор всё же растёт: чем больше ты пишешь, тем больше набивается рука. Но среднее качество по палате… А читатели, которые всё это читают?

- Они деградируют.

- Во всяком случае, интеллектуально они никак не развиваются. И уровень этой массовой аудитории всё проседает и проседает. А уровень грамотности падает катастрофически. Если ты пишешь безграмотные книжки и читаешь безграмотные книжки, откуда взяться грамотности?

Я не выступаю за то, чтобы люди не могли читать для развлечения, я ща то, что нельзя продавать невычитанные книжки. Нельзя зарабатывать на некачественном продукте.

Но обеспечить качество не так просто: сайт на котором выкладываются мои книги объявил, что у него теперь есть офис, и в штате 15 человек. А ежедневно выкладываются сотни книг, и авторов тоже сотни. Какой должен быть штат у издательства, чтобы иметь возможность это модерировать?

И ведь, если процесс выкладки станет более долгим и менее удобным, авторы уйдут на другую площадку, где это будет быстрее и проще. Зачем ждать пять дней, пока вычитают твою рукопись, когда в другом месте ты можешь выложить её сегодня и сразу начать получать деньги? И это – проблема.

- Но жизнь идет, и проблемы потихоньку всё же решаются.

- Безусловно.

 

Беседовал Владимир Володин

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости