Согласно данным, представленным банками-участниками льготных программ кредитования для бизнеса, 98% заёмщиков по программе ФОТ 2.0 соблюдают условие сохранения занятости, а значит, могут рассчитывать на списание кредита.
Кредиты на поддержку занятости в целом оказались самой востребованной мерой поддержки в период пандемии:
1) программа льготного кредитования по ставке 0% на подержание занятости по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 за № 422 смогла поддержать 1.2 млн. рабочих мест,
2) программа льготного кредитования по ставке 2%, реализованная в соответствии постановлением от 16.05.2020 № 696, поддержала 5.3 миллиона рабочих мест.
Готовящаяся в соответствии с поручением Президента программа ФОТ3.0 со ставкой 3% направлена также не поддержание рабочих мест.
Для любителей почитать первоисточник:
https://www.economy.gov.ru/.../98_biznesa_vzyavshih...
Напомню, что вчера на встрече М.Мишиустина с членами Совета Федарации было заявлено о запуске новой программы, где в течение первого полугодия бизнес не будет выплачивать основной долг и проценты по кредиту. В программу будут допущены от микро- и малых до крупных предприятий из наименее восстановившихся отраслей. В Правительстве рассчитывают на то, что потенциально этой помощью смогут воспользоваться около 75 тысяч предпринимателей, в компаниях которых работает 1.5 миллионов человек (для любителей почитать первоисточник - http://government.ru/news/41600/ ).
Также Минэк напоминает, что продлены на 2021 год некоторые меры поддержки бизнеса:
а) мораторий на проверки для малого бизнеса;
б) меры поддержки для производителей и продавцов подакцизных товаров;
в) либерализация требований к заемщикам РГО и МФО;
г) льготная программа кредитов под 8,5% - с 2021 года снижение предельной ставки до 7% и продление либерализованных требований заемщикам.
Однако по данным исследования, проведенного одним из крупнейших банков страны на основе данных Росстата, за прошедший коронабесный год предприятия МСП, включая ИП, уволили 1.2 миллиона занятых (всего потерявших работу в 2020 году было 1.6 млн. человек).
До кризиса численность занятых в МСП составляла 10.5 млн.(всего было 71.8 миллионов), а за истекший год она упала до 9.3 миллионов, всего по стране занятость населения в найме составляет 70.2 миллиона человек.
На малый бизнес пришлось примерно 3/4 всех рабочих мест, потерянных экономикой в ходе кризиса.
Именно малый и средний бизнес принял на себя основной удар «беспрецедентных» мер поддержки.
Здесь, помимо прочего, влияние оказала особенность микро и малого бизнеса – отсутствие (в отличие от крупного и бизнеса с участием государства) подушки безопасности, которую в самом начале пандемии бизнес очень рассчитывал получить от государства.
Напротив, в крупном бизнесе все не так плохо: за период пандемии переток занятых в этот сегмент работодателей составил 400 тыс. человек – с 33.2 миллионов до 33.6 миллионов человек.
Получается, что хоть крупный бизнес менее разворотлив в экономике, ему труднее дается адаптация к современным условиям за счет сложного производственного цикла и , зачастую, более сложной структуры органов, принимающих решения (иерархия), однако им проще в пиковых ситуациях получить кредит для поддержки или развития из-за более открытого подхода к ведению бизнеса, более прозрачной отчетности, «белых» зарплат и других отличающих от МСП признаков.
Малый бизнес получит волшебный пендель для роста тогда, когда закрутится в полную силу крупный бизнес, который платит белые большие зарплаты.
Тогда население, занятое там, пойдет тратить свои деньги в ресторанах, кафе, гостиницах, химчистках, кинотеатрах, развлекательных центрах, снова пойдет учиться рисовать, лепить, творить и жизнь снова заиграет красками.