Еще через 2 недели мы узнали о том, что есть ковидные каникулы за счет работодателя.
Позже мы узнаем о цифровых пропусках, увидим пустые улицы, наденем маски, перчатки, закроют двери школы и детские учреждения.
Прочитала заново те меры, которые легли в основу предложений нашей рабочей группы, после чего они легли на стол вице-премьеру, а затем, после адаптации под нужды федерального бюджета были озвучены президентом и реализованы кабмином.
Что изменилось с тех пор?
Мы живем в эпоху стремительных изменений. И, если мы хотим, чтобы технологии шли в ногу со временем, то надо быть готовым меняться и самому. Поэтому я не боюсь признаться в том, что в сравнении с прошлым годом мои взгляды на меры стимулирования экономики немного поменялись.
Поэтому список из тех 15 пунктов по состоянию на текущий момент, конечно, я бы поменяла.
1. «Ввести пониженные ставки (для существующих более 6 месяцев) по УСН для ИП и юрлиц, относящихся к субъектам МСП. И делать это не только для авиаперевозчиков, туристических компаний, но предоставить эту возможность всем отраслям, где занят МСП. Исключение могут составить компании, которые производят подакцизные товары. Срок действия каникул должен быть не менее 6 месяцев, а в идеале - до конца 2020 года. Такую длительность я обосновываю тем, что падение в любом бизнесе, особенно в ситуации, когда она не подлежит контролю изнутри (со стороны руководства компании) происходит быстро, а восстановление всегда идет медленными темпами».
Обоснование: это позволит снизить налоговую нагрузку в период, когда начинается декларационная кампания и в некоторых отраслях происходит возврат средств , полученных в качестве предоплаты за услуги и работы, которые должны быть выполнены позднее (туризм, перевозки, длительное офлайн-обучение).
Эта мера была реализована по некоторым видам деятельности и в некоторых регионах. Хорошая мера поддержки.
2. «Ввести пониженные ставки по УСН доходы - 2%, для УСН доходы минус расходы - 5% (для вновь создаваемых юрлиц и ИП). Здесь речь о Москве и области, ибо регионы сами регулируют эту ставку, однако предложить регионам пересмотреть действующие ставки в сторону их уменьшения».
Обоснование: это простимулирует граждан, уволенных из крупных и средних предприятий, начать свое дело.
Столичный регион стоял и стоит на страже своего бюджета, а регионы снизили ставки, где-то до 1-2% по УСН 6%. Это хорошая мера. Правительство дало рекомендации регионам снизить ставки там, где это возможно, и кто-то отозвался на эту рекомендацию, что некоторым предпринимателям , конечно же, помогло.
3. «Снизить ставку по налогу на прибыль с 20% до 12% и сделать это уже с 1го квартала 2020 года до конца года».
Обоснование: компании, применяющие общую систему налогообложения, терпят убытки в связи с отменой мероприятий и отказом от готовой продукции (предзаказов), ведь расходы понесены, а спрос падает. Этот шаг также послужит стимулом продолжить работу , а не закрывать предприятие.
Мечтать не вредно, хотя для IT-отрасли все же налог был снижен. Остальные – платят как было, ибо если компания в кризис приносит прибыль, то почему бы не платить 20% с нее для пополнения регионального в основном бюджета.
4. НДС.
4.1. «Убрать обязанность налогоплательщиков уплачивать НДС с авансов на весь 2020 год.
Обоснование: сейчас компания, получившая аванс в 1м квартале за предстоящие отгрузки во 2м обязана уплатить НДС по итогам работы 1го квартала, затем его зачитывает, тем самым компания авансирует бюджет из средств, поступивших на свой счет, вместо того, чтобы тратить средства в полном объеме на производство, оказание услуг, выполнение работ.
4.2. Снизить ставку НДС с 20% до 10% для общепита и других отраслей, работающих с конечным потребителем, а а также тех видов деятельности, где много "входящего" НДС по ставке 10%, а "исходящий" НДС по ставке 20%. Либо сделать эти виды деятельности не облагаемыми НДС по аналогии с услугами банков и страховых компаний».
Обоснование: ресторан покупает ягоды со ставкой НДС 10%, а продает готовый продукт с его использованием по ставке 20%. Переход на пониженную ставку НДС или отказ от обложения этим налогом вовсе позволит ресторанам выйти из «тени» и начать работать в белом поле и увеличить рентабельность.
Не получилось. И по сей день ресторанная отрасль и некоторые другие человекоёмкие отрасли борются за право не платить два раза по 20% с выручки, но пока «выпадающие доходы бюджета нечем компенсировать» и «удовлетворив одну отрасль, это спровоцирует обращения других отраслей, а этого допустить нельзя». Поэтому НДС пока, как единственный круто администрируемый налог, неприкосновенен как священная корова.
5. «Страховые взносы.
Снизить ставки страховых взносов с 30% до 14-16%.
Обоснование: в малом бизнесе много предприятий, которые оказывают услуги и нагрузка на налоги с фонда оплаты труда составляет 30%. Если компания вынужденно работает на общей системе налогообложения, то она не получает прибыли. Это происходит в связи с тем, что потребитель (заказчик) не может платить ему столько, сколько нужно для того, чтобы выплатить зарплату, налоги с нее и НДС. Такой перекос возникает в таких видах деятельности, как строительство, охрана, клининг, общепит, в индустрии красоты и здоровья.
Чтобы компаниям, относящимся к этим сферам деятельности и применяющим общую систему налогообложения выстоять в условиях еще более падающего спроса, необходимо снизить размер страховых взносов с 30% до 14-16%. Тогда государство получит два важных профита: обеление фонда оплаты труда, увеличение фактической занятости населения.
Снижение ставки по страховым взносам должно коснуться и тех компаний и ИП, которые применяют УСН. Здесь в 2020 году уместно снизить тариф на страховые взносы в ПФР с 20% до 0%.
Эта мера была реализована, хотя не без выпуклостей: ставку 30% оставили для федерального МРОТ и его постоянно повышают. Этот вид налога по замыслу про доход физлица (сотрудника), но по факту он представляет собой лишнюю нагрузку на бизнес. Ну, хоть что-то получилось из этой инициативы. Это хорошо.
6. «Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов.
В текущем моменте в связи резким падением платежеспособного спроса и разворота потребителей в сторону потребления продуктов питания и отказа от потребления фитнес и зрелищных услуг, повышения цен на товары народного потребления в связи с ростом курса иностранной валюты у компаний , относящихся к МСП, существенно падает выручка , наблюдается сокращение сотрудников (которое официально нигде не проходит ввиду сложности процедур), в том числе бухгалтерии. Компании не в состоянии оплачивать труд бухгалтеров, количество вакансий сокращается, требуется перенос сроков сдачи отчетности, а именно:
1) срок сдачи декларации по налогу на прибыль за 2019 год истекает 28 марта, предлагается продлить срок до 1 июля 2020 года,
2) срок годового платежа по налогу на прибыль 28 марта 2020 года перенести на 1 июля 2020 года,
2) срок сдачи декларации по УСН для юрлиц истекает 31 марта, перенести вместе с сроком уплаты самого налога на 1 июля 2020 года,
3) срок сдачи годовой бухгалтерской отчетности в ИФНС истекает 30 марта, который перенести на 1 июля 2020 года,
4) сроки публикации отчетности теми юрлицами, которые обязаны сделать это в силу закона (некоммерческие организации) перенести на 3 месяца,
5) срок проведения обязательного аудита за 20919 г для МСП продлить на 6 месяцев (до 30 июня 2021 года) и обеспечить субсидии на их оплату за счет средств корпорации МСП,
6) срок сдачи отчетности по НДС за 1й квартал 2020 продлить до 1 июля 2020 года, возможность уплаты помесячно начисленного налога увеличить с 3 месяцев ( апрель, май, июнь) после закрытия квартала до 6 месяцев (апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь),
7) исключить субъекты микро и малого бизнеса на 2020 год из требований проходить СОУТ при создании компании и при создании новых рабочих мест».
Эта мера была реализована, но тоже не обошлось без чудес: предпринимателям из не особо пострадавших отраслей дали отсрочку в представлении деклараций, но не дали возможность платить налог позже. Бред полный и помню, как предприниматели возмущались: какой смысл давать отсрочку в представлении отчетности, если налог надо все равно платить. В общем, одной рукой дали, второй забрали. Толк был только для списка особо пострадавших отраслей.
7. «Ввести налоговые каникулы для ИП (ПСН по ставке 0, УСН доходы и доходы минус расходы по ставке 0%) сроком до 2022 года включительно для всех видов деятельности, а не только для ремесленичества, как это действует сейчас. Если ИП воспользуется правом на каникулы, то страховые взносы за себя не платит. Каникулы для юрлиц действуют при условии, что они нанимают на работу не менее 3 (трех) сотрудников. Для ИП это условие не распространяется».
Продлили действие нормы про каникулы, только для ИП, только для спецрежимов, отдав на откуп региональным властям решать по каким видам деятельности будут каникулы. Мера почти не работает.
8. «Ввести мораторий сроком до конца 2020 года для МСП на проведение:
1) выездных налоговых проверок,
2) проверок трудовой дисциплины (ГИТ, Прокуратура) в части соблюдения количетсва локальных нормативных актов по труду,
3) иных проверок, если они не связаны с опасностью для жизни и здоровья граждан,
4) предоставить субъектам МСП, обязанным отчитываться ежемесячно и/или ежеквартально по различным формам статистического наблюдения в органы Росстата, отсрочку до 1 июля 2020 года».
Обоснование: выездная налоговая проверка (сам процесс и подготовка к ней) занимает много времени и трудовых ресурсов), которые отвлекают руководителей компании от первостепенных задач.