Минфин и ФНС хотят заставить покупать кассовые аппараты всех без разбора
Федеральная налоговая служба (ФНС) в тесной связке с Минфином намереваются усилить работу по легализации рыночной торговли в соответствии с поставленной президентом России Владимиром Путиным задачей по задачи по борьбе с теневым оборотом на рынках.
Для этого, как уточнил, в частности, портал РБК со ссылкой на собственные источники и материалы прошедшего 24 марта заседания госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, ведомства собираются ужесточить требования к применению контрольно-кассовой техники (ККТ) в условиях рыночной торговли.
Как стало известно «СП», конкретные предложения по этому поводу заключаются в следующем:
- сократить перечень случаев, при которых на рынке может не применяться ККТ;
- обязать арендаторов подтверждать наличие ККТ перед заключением договора аренды;
- управляющие рынками на постоянной основе должны контролировать у арендаторов наличие зарегистрированной контрольно-кассовой техники;
- запретить допуск на рынок лиц, чья деятельность приостановлена (контроль и ответственность за это — на управляющей компании);
- ввести «упрощенный» порядок привлечения продавцов на розничном рынке к административной ответственности в виде предупреждения.
Как уточнили в пресс-службе ФНС, данные поправки потребовались потому, что в настоящее время на законодательном уровне не регламентируются четкие границы применения контрольно-кассовой техники в отношении розничных рынков. В итоге, развили тему в пресс-службе Минфина, недобросовестные арендаторы мимикрируют под «льготные» категории, хотя фактически не имеют такого права.
Напомним, без применения касс пока могут обходиться организации и индивидуальные предприниматели в ходе торговли на розничных рынках, ярмарках и в выставочных комплексах (если речь идет об открытом прилавке в составе крытого помещения). До 1 июня с.г. это также могут делать индивидуальные предприниматели, торгующие продукцией собственного производства без привлечения наемных работников.
— На самом деле необходимости в подобном ужесточении мер в отношении малого и среднего бизнеса нет, о чем мы с коллегами говорим уже как минимум 10 лет, — заявил в беседе с «СП» президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. — С федерального уровня постоянно звучат мантры о том, что, дескать, регионы и муниципалитеты должны находить компромиссы. Минпром торг уже лет десять как разрабатывает по этому поводу соответствующие меры, а все это время дело с мертвой точки не двигается, мелкая торговля фактически давится.
Мне кажется, нынешние намерения [ФНС и Минфина] идут в направлении, которое было взято властями ранее не скажу, что на насильственное, этого слова никто вслух не произносил, но на принудительное по своей сути «обеление» бизнеса. Государство очень хочет видеть, что же завалялось в кармане у последнего российского, прошу прощения за жаргонизм, нищеброда.
Кстати, в этом же русле прошла и отмена ЕНВД, единого налога на вмененный доход. Обещались, конечно, некие компенсирующие меры, в качестве своеобразной «психотерапии», но на деле же налогообложение бывших «вмененщиков» выросло с тех пор в несколько раз. Понятно у участников данного сектора, а это, на минуточку, порядка двух миллионов человек, в том числе мелкоформатных торговцев, оставалось не так уж много выходов — либо садиться «починять примуса» у себя в квартире, либо уходить в тень без ККМ. Видимо, теперь ФНС и лезет на розничные рынки со своими «фонарями», разыскивая злостных, по их мнению, уклонистов.
«СП»: — А зачем фискалам так остро понадобилось искать деньги в дырявых карманах? У нас что, карманов пополнее в стране нет?
— Наша высшая власть постоянно берет на себя обязательства «закрывать дыры» то в одном, то в другом секторе экономики. На все это требуются средства. А где прикажете их брать? Вот и приходится фискалам лезть туда, где нет больших «крыш», где, так сказать, начальственный отлуп не получишь. Ведь не секрет, что власть периодически одергивает чиновников грозным призывом «не лезть» в те или иные экономические сферы. Вот они и стремятся контролировать самые мелкие денежные потоки, потому что в большие не пускают.
— Все новации подобного рода, — высказал свое видение ситуации председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин, — имеют под собой всего одно основание — снабдить кассовыми аппаратами как можно большее число участников рынка. Иначе объяснить намерение оснастить контрольно-кассовой техникой даже тех продавцов на рынке, чье налогообложение не завязано на объем выручки, невозможно.
Это очень хороший бизнес в России, причем имеющий отношение к государству в том смысле, что обязанности по обслуживанию, поверке и замене приборов учета всегда оформляются законодательно. Ведь не сами же люди приходят в Госдуму и просят депутатов, скажем, ввести для них штрафы за неповеренные водосчетчики. Понятно же, что подобные инициативы исходят «сверху», хотя и по непринужденной подсказке производителей.
«СП»: — Получается, если намерения ФНС и Минфина обретут законодательную силу, то даже бабушкам, продающим на рынках свои соленья-варенья, тоже придется закупаться кассами?
— Совершенно верно. Я не исключаю, что и категорию «самозанятых» граждан, которые вроде как должны платить государству свои 4−6% в год, вскоре тоже оснастят кассовыми аппаратами. Чтобы, например, какая-нибудь бабушка в глубинке одной рукой литр молока надаивала, а другой кассовый чек сразу пробивала соседям-дачникам. Или чтобы пасечник с ККМ наперевес по пасеке разгуливал.
Я думаю, рано или поздно наших фискалов «убедят» в необходимости такого шага. Убедили же вот как-то, например, разработчики некоего компьютерного софта Минфин и ФНС в том, что теперь все бухгалтерские отчеты надо сдавать исключительно в электронном виде с использованием только их программного обеспечения, причем по каждому виду деятельности надо использовать отдельную программу и отдельную цифровую подпись, за которые каждый раз нужно платить.
Это, естественно, усложнит доступ к рынкам сельхозпроизводителям, фермерам и так далее. В итоге конкуренция в этой сфере неизбежно снизится, что будет прямо противоречить правительственному распоряжению о либерализации торговли, выпущенному в начале этого года. Как будут коррелировать между собой совершенно дикие нормативы об ужесточении применения ККМ на рынках и призывами кабмина «предоставить возможность» фермерам и крестьянам свободно реализовывать свою продукцию, совершенно непонятно.
«СП»: — Это же неизбежно приведет к повышению цен на всю рыночную продукцию. Ведь у продавцов нет иного способа компенсировать издержки на закупку и обслуживание ККТ, кроме как «зашивать» эти затраты в конечный ценник.
— Конечно, повысятся. Это наиболее видимые и очевидные последствия, — констатировал Владимир Буев. — Вспомните историю с повышением цен на сахар и растительное масло, это все из той же серии. Если раньше продавцы и производители могли как-то менее заметно для покупателя компенсировать свои издержки, в том числе и за счет маневров с налогообложением, то теперь становится очевидно, что такой возможности они лишаются.
«СП»: — А что будет, если нынешние рыночные торговцы решат просто уйти с этого сектора из-за того, что окажутся не в состоянии выполнять требования ФНС и Минфина о применении ККМ?
— Каналы товаропроводящий сети без мелкоформатных торговцев, без рынков и ярмарок заметно сужаются. Без этого остаются только крупные сети, а это означает монополию, ведь крупный ритейл конкурирует только сам с собой, при этом имея возможность для картельных сговоров. Так что попасть на сетевые полки производителям ой как непросто.
Это, естественно, приведет к ухудшению дел в российской экономике. Ведь усиление монополизации приводит к росту цен. А рост цен, в свою очередь, заставит власти в очередной раз где-то изыскивать средства, чтобы дать кому-то очередные компенсации, чтобы не возмущались. Любые экономические «палки», как известно, о двух концах.